Качество педагогического общения как фактор формирования благоприятной психологической среды в ДОУ
Стиль педагогического общения – это система методов и средств установления взаимодействия педагога с учащимися и воспитанниками, их родителями и членами педагогического коллектива.
Стиль педагогического общения определяет специфику коммуникативных навыков и уровень их развитости у конкретного педагога. Его стиль отражает его профессионализм, творческий подход к педагогическому процессу и особенности установления взаимоотношений с ними. Он является отражением профессиональной культуры педагога и определяет направление его профессиональной деятельности.
Значимым фактором развития воспитанников является взаимодействие с педагогом. Оно формирует психологическое пространство, окружающее ребенка ежедневно. Если это пространство будет эмоционально комфортным, то общее развитие детей дошкольного возраста будет носить продуктивный и целеориентированный характер.
Стиль педагогического общения носит индивидуальный характер. Он включает в себя специфические задачи и методы реализации своей профессиональной деятельности, характерные для конкретного педагога, отвечающие его профессиональным и личностным способностям и возможностям.
Стиль педагогического общения определяет и его качество. Оно зависит от ряда параметров педагогического взаимодействия с дошкольниками. Основными из них являются:
- Признание педагогом индивидуальности, неповторимости каждого воспитанника.
- Проявление заинтересованности педагога в отношении развития и психоэмоционального состояния каждого воспитанника.
- Стремление педагога к установлению доверительных отношений с воспитанниками.
- Знание педагогом потребностей и интересов воспитанников и стремление к их удовлетворению.
Наличие этих характеристик во взаимодействии педагога с воспитанниками предполагает реализацию демократического стиля педагогического взаимодействия. Он основывается на постановки личности ребенка на приоритетное место воспитательной деятельности и признание его в качестве субъекта образования, вокруг потенциала, потребностей и интересов которого выстраивается образовательный процесс. При этом, полной свободы действий воспитанники не получают. Их свобода ограничивается свободой другого человека, его интересами и потребностями.
Демократический стиль педагогического общения редко реализуется на практике. Как правило, он сочетается с либеральным и авторитарным стилем т.е. педагог использует черты нескольких стилей при выстраивании взаимодействия с детьми и их родителями. Качество педагогического взаимодействия в данном случае опускается на более низкий уровень, но сформировать благоприятную психоэмоциональную среду в ДОУ удается.
Стиль педагогического общения оказывает активное воздействие на эмоциональную сферу дошкольника и определяет характер его эмоциональных переживаний.
Влияние авторитарного стиля педагогического общения на развитие личности дошкольника
Авторитарный стиль педагогического общения – это взаимодействие, основанное на строгом послушании воспитанников, на их беспрекословном подчинении, признании авторитета педагога и наказаниях, следующих за непослушание.
Авторитарный стиль педагогического общения не ориентирован на развитие личности учащегося, а именно, на раскрытие его индивидуальности. Присутствует шаблонное воспитание и ориентация на «средний уровень развития».
Поскольку, избранный стиль педагогического общения определяет характер эмоциональных переживаний, то авторитарный стиль приводит к:
- Формированию отрицательного опыта в установлении взаимоотношений со взрослым.
- Развитию негативного отношения к педагогам и их деятельности.
- Проявлению депрессивных состояний.
- Развитию навыков реализации «желательного поведения».
- Сложностям в установлении межличностного взаимодействия в дальнейшем.
Авторитарный стиль исключает развитие самостоятельности ребенка и стремления к проявлению своего творческого потенциала.
Авторитарный стиль педагогического взаимодействия нельзя считать совсем уж «недопустимым» и «негуманным». Он отлично формирует знания и навыки деятельности дошкольника. Потому, некоторые его аспекты могут найти отличное использование в воспитательном процессе ДОУ. Тут главное не переусердствовать с подавлением в ребенке самостоятельности и инициативы. Сочетание авторитарного стиля педагогического общения с другими стилями в разумных пределах может дать положительные итоги развития детей дошкольного возраста.
Влияние либерального стиля педагогического общения на развитие личности дошкольника
Либеральный стиль педагогического общения – это организация взаимодействия педагога с воспитанниками на основе предоставления им полной свободы действий и проявления равнодушия к протеканию образовательного процесса.
Педагог дает детям полную свободу и не контролирует их деятельность. Часто, это приводит к тому, что дети, попросту не справляются с возложенными на них полномочиями, а, поскольку они никем не контролируются, то возникает проблема развития недисциплинированного поведения, лени и безответственности. Ребенок, попросту, не желает ничего делать, никак развиваться. От него ведь не требуется ничего. Педагог проявляет ко всем добродушие, не использует наказаний.
Что касается личностного развития дошкольника, то выбор педагогом либерального стиля педагогического взаимодействия приводит:
- К повышению самооценки ребенка.
- Предупреждению развития комплексов.
- К созданию комфортной психологической среды в ДОУ, дающей ребенку положительный эмоциональный настрой.
- К появлению проблем бесконтрольного поведения, избалованности дошкольников.
- К трудностям социального развития ребенка. Они возникают из-за привычки получать любовь и поощрение за любую деятельность и неумение бороться с неприятием, завоевывать доверие и уважение.
- К проблемам в ориентации в мире взрослых. Ребенок не осознает, что от него требуется, чего ему необходимо добиться, поскольку ему не ставят препятствий, ограничений, норм поведения.
Влияние демократического стиля педагогического общения на развитие личности дошкольника
Демократический стиль педагогического общения - это выстраивание взаимодействия с воспитанниками на основе принципов сотрудничества, доверия, равноправия, взаимопонимания и обоюдного согласия.
Педагог становится равноправным партнером ребенка. Он учится и развивается вместе с ним.
Данный стиль педагогического общения наиболее эффективен для личностного развития ребенка. Он не требует от него полноценного подчинения авторитету педагога, но требует проявления уважения к старшему, учету его мнения при реализации деятельности. Педагог устанавливает доверительные отношения с детьми, давая им свободу действий, выбора и возможности проявления инициативы с соблюдением правил и норм социального поведения.
Данный стиль способствует полноценному, гармоничному развитию личности каждого воспитанника и самого педагога. В ходе такого взаимодействия формируется благоприятный микроклимат к коллективе и положительный эмоциональный фон воспитательной деятельности.