Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенность умственного развития детей с церебральным параличом

Сущность и причины детского церебрального паралича

Определение 1

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это тяжелое заболевание, характеризующееся нарушением формирования правильных психических, двигательных и речевых функций у ребенка.

В большинстве случаев, у детей с ДЦП отмечается нарушение интеллектуального развития, характеризующееся поражением некоторых высших функций головного мозга. Выраженность (степень) интеллектуальных нарушений во многом зависит от уровня расстройства речи.

ДЦП является тяжелым заболеванием нервной системы, нередко приводящим к инвалидности ребенка. В последнее время, данное заболевания стало одним из наиболее распространенных.

Замечание 1

Основными причинами ДЦП являются различные повреждения или недоразвития мозга в период раннего онтогенеза. Поражению подвергаются отделы головного мозга, которые отвечают за речь, произвольные движения и иные важные корковые функции.

ДЦП проявляется в виде разнообразных речевых, двигательных и психических нарушений. При этом ведущими нарушениями выступают двигательные, которые могут быть как в «чистом» виде, так и сопровождаться речевыми, интеллектуальными и психическими нарушениями. Двигательные нарушения проявляются в виде судорожных припадков, которые с возрастом, без необходимого коррекционного лечения, могут усугубляться и прогрессировать.

Кроме того, ДЦП может возникнуть в случае воздействия на плод различных неблагоприятных факторов во внутриутробный период, а также в случае неблагополучного течения родов, в результате которых ребенок получил травму.

К неблагоприятным факторам внутриутробного развития относятся: плохая экологическая обстановка, вредные привычки матери, стрессы,

Родовые травмы представляют собой механическое воздействие на мозг, что вызывает нарушение мозгового кровообращения, а в некоторых случаях и кровоизлияния в мозг.

Замечание 2

На практике чаще всего встречается сочетание разнообразных вредоносных факторов, в зависимости от которых ДЦП классифицируют по типам и тяжести нарушения.

«Особенность умственного развития детей с церебральным параличом» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Характеристика особенностей умственного развития детей с ДЦП

Основной проблемой умственного развития детей с ДЦП является замедление темпа усвоения новой информации и материала, а также нарушение обобщенного восприятия. Проявляется это в том, что ребенку с ДЦП сложно отличить основное (главное) от второстепенного, выявить взаимосвязь между предметами и явлениями, сформировать общее представление о предмете в целом. Сложность возникает и в самостоятельной оценке собственного труда, сосредоточении внимания, быстром переутомлении нервной системы и возникновении охранительного торможения.

Одновременно с указанными выше проблемами, дети с ДЦП могут иметь разнообразные речевые нарушения. Речевые нарушения проявляются как собственно в нарушении речи у ребенка, так в том, что ребенок с трудом понимает и воспринимает обращенную к нему речь другого человека.

Наибольшую сложность данные нарушения вызывают при обучении грамоте. У детей возникают сложности с техникой чтения, отмечаются разнообразные нарушения письма, а также снижение потребность в вербальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми (педагогами).

Другими характерными чертами умственного развития детей с ДЦП является неустойчивость и поверхностность эмоциональных реакций, в связи с чем, отмечается высокая внушаемость, слабость своих побуждений.

Помимо указанных психических нарушений, большое влияние на умственное развития оказывает личностное развитие ребенка с ДЦП, которое характеризуется дисгармонией и проявляется в следующем:

  • снижение или полное отсутствие потребности в общении и взаимодействии со сверстниками;
  • сниженная эмоциональность, последствиями которой может быть развитие аутизма.

Данные нарушения с возрастом усиливаются и проявляются сильнее, что негативно сказывается на умственном развитии ребенка с ДЦП и его потенциальных возможностях. Поэтому крайне важно своевременно выявлять нарушения в развитии и осуществлять целенаправленную коррекционную работу по их устранению и минимизации.

Нарушение умственной работоспособности у детей с ДЦП имеет следующие характерные проявления:

  1. Синдром раздражительной слабости, что проявляется в виде повышенной утомляемости и истощаемости психических процессов, плаксивости и капризности.
  2. Стойкие дистимические изменения в настроении – настроение практически всегда снижено, с оттенком недовольства.
  3. Не способность к длительному интеллектуальному напряжению.
  4. Стойкое психическое истощение и недостаточная работоспособность.
  5. Повышенная чувствительность к различного типа раздражителям (звуки, прикосновения, свет и т.д.).
Замечание 3

Степень проявления данных нарушений, оказывающих негативное влияние на умственное развитие детей с ДЦП, имеет социальную причину. От того, как окружающие ребенка с ДЦП взрослые относятся к его развитию, какие усилия прилагают, зависит уровень его умственного развития.

Так, если родители и педагоги объединяют свои усилия, ежедневно занимаются с ребенком, направляют и мотивируют его, то уровень его умственного развития постепенно повышается. В том случае, если родители проявляют пассивность по отношению к развитию ребенка, или напротив, окружают его чрезмерной заботой (гиперопека), то и уровень его умственного развития остается без изменений, а порой и вовсе отмечается регресс. То есть важно не просто систематически заниматься с ребенком, но и формировать у него мотивацию на развитие и усвоение новых знаний, умений и навыков.

Таким образом, для того, чтобы организовать действительно эффективное обучение, в первую очередь следует провести комплексное исследование ребенка, с целью установления состояния его интеллекта и моторики, развитости эмоциональных реакций и осуществления общей оценки поведения. Больше значение в данном исследовании имеет консультация психолога, который устанавливает уровень умственного развития ребенка с ДЦП.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.06.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot