Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога

Определение 1

Коррекционно-развивающее оборудование — это учебные средства, помогающие в развитии и коррекции тактильного и тактильно-кинестетического восприятия, речевой, зрительной, слуховой, двигательной функции, сенсорной интеграции, когнитивных процессов детей с ОВЗ.

Особенности детей с ОВЗ и инструменты для их развития

Категории детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) разнообразны. Они включают детей с задержкой речевого и психического развития, умственно отсталых детей, детей с детским церебральным параличом, детей с расстройствами аутистического спектра. У таких детей недостаточно сформированы психические предпосылки для освоения основной общеобразовательной программы.

Статья: Использование коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Основная особенность психологического развития ребенка этой категории представлена низким уровнем развития восприятия. Восприятие является основополагающим процессом для развития познавательной активности и полноценного интеллектуального развития.

Важнейшие инструменты, используемые педагогом-психологом в работе с детьми с особенными образовательными потребностями в области развития восприятия (звукового, слухового и тактильного), представлены сенсорными панелями и столом для работы с песком.

Категории детей, для работы с которыми предназначено такое оборудование, включают детей со следующими нарушениями:

Вид работы заключается в индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях с детьми в возрасте от 3 до 7 лет. Цель работы состоит в коррекции и развитии психических и речевых функций детей, помощи процессу индивидуализации и социализации. Задачи работы заключаются в том, что с помощью взаимодействия с материалом (например, песком) и поверхностями сенсорных панелей, имеющих характеристики различного направления, корректируется и развивается речь, внимание, мышление, мышечная и слуховая память.

«Использование коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Оборудование в работе психолога способствует развитию зрительного, слухового и кинестетического восприятия, наглядно-действенного и образного мышления. Оно помогает дифференцировать свойства предметов и формирует сенсорные эталоны, организует связь между реальностью и воображением.

Психолог, который использует оборудование в своей деятельности, может снижать у пациента напряжение и тревогу, развивает эмоциональную и волевую сферу, связи между полушариями головного мозга.

Значение коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога

Человек познает окружающий мир благодаря ощущению и восприятию. С помощью них дети начинают познавать отдельные признаки и свойства предметов, воздействующие на органы чувств. Чем богаче будет ощущение и восприятие, тем шире будут знания ребенка, полученные об окружающем мире.

У ребенка с ограниченными возможностями отмечают недостаточность процесса переработки сенсорной информации, что представляет трудности для процесса коррекции и социализации. Сенсорный тип оборудования, которое используется в деятельности специалистов-психологов, предполагает стимуляцию работы всех органов чувств. Оно помогает активировать познавательную активность, все аспекты речи, корректирует поведение.

Например, структура песка в работе со специальным сенсорным оборудованием позволяет снижать высокое напряжение. Она активизирует чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях, погружая участников в игровую ситуацию. Различные фигуры людей, животных, растений, символы социализации помогают реализовать психологические, педагогические, коррекционные и развивающие задачи.

Если предполагается работа с песком, то рабочее место психолога должно включать стол для работы с песком и специальные сенсорные панели. Панели закрепляются на стене и имеют разные поверхности и характеристики (например, гладкая/шершавая, теплая/холодная). Также необходимы подушечки, обеспеченные поролоном различной степени твердости, цилиндры из дерева разной высоты, пластины, которые издают громкий звук и бубен, который издает тихий звук. Дополнительным оборудованием является панель с ячейками разного размера и металлические пластинки на спице, которые двигаются в разном темпе и ритме.

Стол с подсветкой должен обладать полупрозрачной поверхностью, которая подсвечивается внизу. Поверхность стола с бортиками необходимо засыпать сыпучим материалом. Среди ожидаемых результатов данной работы можно выделить:

  • Рост активности мозга и познавательной активности;
  • Совершенствование представлений об окружающем мире;
  • Развитие моторики (тонких движений пальцев рук, кистей);
  • Совершенствование пространственного представления в отношении самого себя и других объектов;
  • Развитие взаимодействия между полушариями;
  • Совершенствование фонематического, лексического, грамматического аспекта речи;
  • Развитие мышления, памяти, воображения, произвольного внимания, целостного восприятия;
  • Совершенствование способности воспринимать свои и чужие эмоции;
  • Появление умений определять способы разрешения конфликтов и др.

Работа психолога с оборудованием

Использование коррекционно-развивающего оборудования в работе психолога предполагает наличие грамотно организованной предметно-пространственной среды, которая помогает всесторонне развивать ребенка, обеспечивая его психическое и эмоциональное благополучие.

Для этого в школах и специальных учреждениях психологи используют имеющееся у нас оборудование. Самыми популярными методами работы с детьми посредством использования оборудования в ходе коррекционно-развивающей работы являются сенсорная комната, песочная терапия и метод БОС (биологически обратной связи).

Важное условие для формирования благоприятной психоэмоциональной среды представлено использованием возможностей сенсорной комнаты. Она оборудована цветовыми, звуковыми, осязательными стимуляторами. Ее среда представляет собой мощнейший инструмент для расширения и становления мировоззрения детей, включая их сенсорное и познавательное развитие.

В целом работа с оборудованием любого типа развивает общую и мелкую моторику и помогает корректировать двигательные нарушения. Она снимает эмоциональное и мышечное напряжение, корректирует психоэмоциональное состояние.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 05.08.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot