Дисциплина «Основы исследовательской деятельности»
Дисциплина «Основы исследовательской деятельности» является частью общеобразовательного цикла.
В результате освоения дисциплины, учащийся должен уметь:
- выбрать тему, определить объект исследования, сформулировать цель и задачи исследования, составить план выполнения исследования;
- осуществить сбор, изучение и обработку информации;
- проанализировать и обработать результаты исследований, сформулировать выводы и сделать обобщения;
- использовать методы научных исследований;
- оформить результаты исследовательской деятельности в разных формах, работать с компьютерными программами обрабатывая и оформляя результаты исследования.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- сущность и принципы научно-исследовательской деятельности;
- ряд основных понятий научно-исследовательской работы;
- методику выполнения исследовательских работ, логику исследовательского процесса, а также его основные этапы, этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы;
- способы искать и накапливать необходимую научную информацию, обрабатывать ее и оформлять результаты;
- основные формы представления исследовательских результатов, требования к стилю и языку научной работы, структуре и технике оформления научных документов.
Основные понятия научно-исследовательской деятельности
Каждому специалисту необходимо знать методику и особенности организации научно-исследовательской деятельности, базовые сведения о науке и основных ее понятиях.
Наука – одна из сфер деятельности людей, которая направлена на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.
В качестве специфической сферы деятельности людей она является результатом общественного разделения труда, обособления умственного труда от физического и преобразования познавательной деятельности в особую область занятий некоторой группы людей.
Само понятие «наука» состоит как из деятельности, направленной на получение новых знаний, так и результата этой деятельности – суммы добытых научных знаний, которые выступают в качестве основы научного понимания мира.
Закономерности функционирования и развития науки, структура и динамика научного знания и научной деятельности, а также взаимодействие науки и других социальных институтов и сфер материальной и духовной общественной жизни изучаются специальной дисциплиной – науковедением.
Одно из основных заданий науковедения – разработать классификацию наук, которая бы определила место каждой науки в общей системе научных знаний, связь всех наук. Наиболее распространено разделение всех наук на науки о природе, обществе и мышлении.
Наука возникает в момент осознания незнания, которое вызывает объективную необходимость получить знание.
Знание – это проверенный на практике результат познания действительности, соответствующий ее отражению в человеческом сознании.
Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию – это познание, основа которого – отражение и воспроизведение в человеческом сознании объективной действительности.
Научное познание – это тип исследования, для которых свойственны собственные особые цели и задачи, методы получения и проверки новых знаний. Оно призвано постичь сущность явлений, раскрыть законы их существования и развития, что указывает на практические возможности, пути и способы воздействия на эти явления и их изменение в соответствии с их объективной природой. Научное познание должно осветить путь практике, предоставляя теоретические основы для решения практических проблем.
Основная движущая сила познания – практика, предоставляющая науке фактический материал, требующий теоретического осмысления. Теоретическими знаниями создается надежная основа понимания сущности явлений объективной действительности.
Диалектика познавательного процесса заключается в противоречии ограниченности знаний и безграничной сложностью объективной действительности.
Познание – это процесс взаимодействия субъекта с объектом, результат которого – новое знание о мире.
Процесс познания имеет двухкомпонентную структуру: эмпирические и теоретические знания, существующие в тесном взаимодействии и взаимообусловленности.
Язык науки крайне специфичный. Он содержит множество терминов и понятий, использующихся в научной деятельности. Основа языка представлена словами и словосочетаниями терминологического характера. Наиболее употребляемыми терминами в научно-исследовательской деятельности студентов выступают следующие:
- автореферат диссертации – это научное издание в виде брошюры, которое содержит составленный автором реферат по проведенному исследованию;
- аналогия – это рассуждение, в котором из сходства двух объектов по отдельным признакам делают вывод об их сходстве и по другим признакам;
- актуальность темы – это степень важности разрабатываемой темы в данный момент времени в решении поставленной проблемы;
- гипотеза – это научное предположение, которое выдвигается, чтобы объяснить какие-либо явления;
- дедукция – это тип умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делают обобщенный вывод, касающийся всей совокупности таких случаев;
- диссертация – это научное произведение, которое выполнено в формате рукописи, научного доклада, опубликованной монографии или учебника;
- идея – это основополагающее положение в системе взглядов, теорий и пр.;
- индукция – это тип умозаключения от частных факторов и положений к общим выводам.
Информация может быть:
- обзорной – вторичная информация, которая содержится в обзорах научных документов;
- релевантной – информация заключается в описании прототипа научной задачи;
- реферативной – вторичная информация, которая содержится в первичной научной документации;
- сигнальной – вторичная информация разной степени свертывания, которая выполняет функцию предварительного оповещения;
- справочной – вторичная информация, которая представляет систематизированные краткие сведений в одной из областей знаний.