Олигофленопедагогика как отрасль педагогической науки
Олигофленопедагогика – это отрасль специальной педагогики, занимающаяся исследованием проблем воспитания и обучения детей с умственными отклонениями в развитии, а также разработкой методов их социальной адаптации.
Олигофренопедагогика является составной частью общей педагогики и поэтому, в области обучения и воспитания детей с умственной отсталостью опирается на общие педагогические принципы.
Фундаментом олигофренопедагогики выступают основы общей педагогической науки:
- Народная педагогика и ее теории.
- Концепции и теории ведущих педагогов в истории и современности.
Данная отрасль имеет свои особенности развития и функционирования. Она ориентирована на обучение и воспитание детей, с аномальным развитием. В этой связи, применение стандартных педагогических и дидактических принципов возможно только в направлении коррекционной работы специальных педагогов, которая ориентирована на устранение или сглаживание отклонений умственного развития ребенка.
При этом, методы обучения и воспитания, технологии организации учебно-воспитательного процесса умственно-отсталых детей имеют свою специфику, обусловленную особенностями умственной деятельности и функционирования психических процессов детей с умственной недостаточностью. Поэтому, олигофренопедагогика является отдельным научным направлением, требующим разработки принципов и методов коррекционного обучения и воспитания, исследования особенностей развития аномальных детей.
Предметом олигофренопедагогики выступают практические приемы и теоретические основы обучения и воспитания детей с умственными отклонениями.
Объектами исследования олигофренопедагогики являются процессы обучения, воспитания и социального развития детей с умственной отсталостью.
Как отдельная наука, олигофренопедагогика имеет свои задачи исследования. К ним относятся:
- Постановка целевого назначения, задач и направлений деятельности в обучении и воспитании детей с умственной отсталостью.
- Определение порядка организации и форм реализации учебно-воспитательной работы с умственно-отсталыми детьми.
- Разработка эффективных приемов и методик, технологии коррекционного обучения детей с умственными нарушениями, на основе учета их потребностей, интересов и возможностей развития.
- Разработка направлений оказания педагогической помощи и поддержки детям и молодежи с умственной отсталостью.
Рисунок 1. Теоретические основы олигофренопедагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
История становления олигофренопедагогики
Методология олигофренопедагогики, как отдельной научной отрасли, основывается на теории развития данной научной отрасли. Историю становления данной научной отрасли можно рассмотреть по ее основным направлениям исследований:
- Исследование умственно-отсталых детей с психолого-педагогической точки зрения. Оно необходимо, чтобы выявлять специфику развития каждого умственно-отсталого ребенка и разработать оптимальные программы коррекционной работы. Исследование особенностей развития и усвоения учебного материала было рассмотрено в трудах ученых В. Я. Василевской, М. Ф. Гнездилова, Е. Н. Грузинцевой, Г. М. Дульнева, Е.Н.Завьяловой, Р. Я. Журавлевой, М. И. Кузьмицкой, В. А. Постовской, Т. И. Пороцкой. Они отразили в своих теориях сложности усвоения учебной программы учащимися с умственными нарушениями и показали пути организации оптимального учебного процесса, направленного на коррекцию познавательных процессов и общего развития детей. их деятельность приходится на вторую половину 20-го столетия.
- Разработка теоретических основ дидактической направленности обучения и воспитания детей в коррекционных школах. Этим направлением деятельности занимались Н. П. Долгобо родовой, Г. М. Дульнева, И. Г. Еременко. Они изучили специфику развития умственно-отсталых детей, с учетом неоднородности их развития и проявления отклонений. В их теориях была отражена необходимость создания системы дифференцированного обучения в коррекционной школе. Подразделение учащихся на отдельные группы, по типу проявления их умственных отклонений позволило олигофренопедагогике более детально изучить структуру умственных нарушений и выбрать наиболее эффективные пути коррекционного обучения. Таким образом, дидактика олигофренопедагогики расширила свои границы, сформировав частные методики обучения и воспитания умственно отсталых детей.
- Исследование детей с тяжелыми формами умственных отклонений. До 1968 года основной упор исследований делался на рассмотрение образования детей и построение методик их обучения, имеющих легкие формы отклонений умственного развития. Наука занялась исследованием тяжелых умственных нарушений с 1968 года. Исследования проводились такими авторами, как А. И. Долженко, А. А. Еремина, Т. Н. Иванова, Т. Н. Исаева, М. И. Кузьмицкая, Н. Б. Лурье, А. Р. Маллера, Г. В. Цикото. Ими были даны целесообразные и рациональные рекомендации по обучению детей с умственной отсталостью тяжелой формы, которые активно применяются в коррекционном обучении, по сей день.
- Разработка вопросов коррекционного обучения. Сюда входят исследования в области обучения детей грамоте, чтению и письму, орфографии. На основании широкого спектра, проведенных исследований, были разработаны программы коррекционного обучения русскому языку, математике, природоведения, истории и предметов творческого направления: музыке, ИЗО, черчению.
- Вопросы трудового обучения. Современное общество предъявляет большие требования к качеству и производительности труда. Поэтому, исследованиям трудового воспитания умственно отсталых детей было посвящено немало работ. Г. В. Васенков разработал наиболее оптимальные пути трудового развития умственно отсталых детей.
- Вопросы социального развития и социальной адаптации умственно отсталых детей. сложности социальной адаптации умственно отсталого ребенка показали, что требуются новые направления коррекционного развития. Были созданы специальные программы социальной адаптации умственно отсталых детей, включающие специальные коррекционные занятия: ЛФК, ритмика, социально-бытовая ориентация, занятия на развитие психомоторных и сенсорных функций организма.
Все эти исследования и разработки легли в основу олигофренопедагогики.