Схема индивидуального психолого-педагогического сопровождения слепого ребенка
Психолого-педагогическое сопровождение – это профессиональная деятельность по оказанию психологической и педагогической помощи и поддержки учащемуся в рамках его пребывания в образовательном заведении.
Данное сопровождение необходимо детям с особенностями развития. Оно направлено на создание оптимальных условий их развития в образовательной среде, получение качественного и эффективного образования.
Рисунок 1. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения имеет свои особенности, обусловленные спецификой развития слепых детей:
- Во-первых, обучение слепого ребенка носит коррекционную направленность. Чтобы ребенок мог нормально развиваться и усваивать образовательную программу, необходимо применять оптимальные методы коррекции его дефекта, которые помогут устранить или сгладить дефект и его отрицательные воздействия на образовательный процесс учащегося.
- Во-вторых, педагогическое сопровождение слепого ребенка является процессом сопровождения педагогической коррекции. Данная коррекция необходима для выбора оптимальных подходов в обучении ребенка с нарушением зрения.
- В-третьих, в ходе психолого-педагогического сопровождения, работа специалистов опирается на медицинские показатели состояния здоровья ребенка и особенности его развития.
Рисунок 2. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психолого-педагогическое сопровождение слепых осуществляется по схеме, предполагающей поэтапную работу медицинских специалистов, социальных педагогов, психологов и педагогов учебного заведения. Работа реализуется в несколько этапов:
- Диагностирование. На данном этапе реализуется медицинский осмотр специалистов: ставится диагноз, выявляются вторичные дефекты. Здесь же, проводится изучение семьи ребенка, его социального статуса, особенностей проживания, проводится исследование развития психических процессов, познавательной сферы, сенсомоторных функций, исследуются потенциальные возможности развития ребенка.
- Разработка программ развития каждым специалистом и согласование их позиций для составления единой направленности сопровождения.
- Разработка индивидуальной программы сопровождения. Для каждого учащегося создается отдельная коррекционная программа, включающая систему методов обучения, ориентированных на полноценное развитие ребенка с нарушением зрения.
- Реализация индивидуальной программы сопровождения. Для этого создаются специальные условия обучения, организуется образовательная обстановка, согласуются действия специалистов, реализуются психологические тренинги, применяются методы индивидуальной коррекции, с учетом специфики развития ребенка и особенностей проявления его отклонений.
- Проведение промежуточной диагностики. Она ориентирована на анализ эффективности индивидуальной программы сопровождения, внесение в нее поправок.
- Подведение итогов психолого-педагогического сопровождения и оценка уровня обучаемости слепого учащегося, а также наличия оптимальных условий для его полноценного всестороннего развития.
Направления деятельности специалистов сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение слепых реализуется в ходе выполнения специалистами сопровождения работы по следующим направлениям:
- Проведение обследования развития учащихся на основе применения комплексных методик;
- Постепенное развитие учащегося и контроль его реализации на основании применения коррекционно-развивающего подхода;
- Реализация работ разной направленности и форм, ориентированная на выявление индивидуальных особенностей развития, причин и факторов их существования;
- Регулярное наблюдение за психическим и физическим состоянием, уровнем развития учащегося;
- Оказание помощи и поддержки в социальной адаптации учащихся;
- Проведение работы с семьями учащихся;
- Контроль за соблюдением санитарных норм реализации программы сопровождения слепых детей и поддержания благоприятной психологической среды обучения слепого ребенка;
- Совершенствование психолого-педагогического сопровождения: применение инновационных подходов и методов работы;
- Создание системы взаимодействия с разными специалистами и иными физическими и юридическими лицами, заинтересованными в создании условий полноценного развития слепого учащегося.
Инклюзивное образование слепых детей
Инклюзивное образование – это способ организации обучения, при котором реализуется совместное обучение нормальных детей и детей с отклонениями в развитии.
Инклюзивное образование детей с нарушениями зрения требует построения особой системы психолого-педагогического сопровождения. Данная система ориентирована на учет специфики организации образовательного пространства и особенностей развития каждого учащегося с нарушением зрения в нем.
Инклюзивная система обучения слепых детей требует создания специальных условий в образовательной организации, которые помогут учащимся получить весь спектр образовательных услуг, независимо от особенностей их развития. Для этого, в обычной общеобразовательной школе создаются следующие условия:
- Наличие кабинетов специалистов сопровождения: офтальмолог, психолог, тифлопедагог, логопед. Данные кабинеты должны быть оснащены необходимым оборудованием и средствами коррекционной работы.
- Подготовка педагогов в области специального обучения и реализации сопровождения слепых детей, их эффективного включения в социальное пространство и интеграцию в образовательную среду школы.
- Учет индивидуальных особенностей нарушения зрения учащихся: время возникновения, степень тяжести, наличие вторичных отклонений.
- Разработка индивидуальных программ обучения для слепых детей и их реализация в рамках общеобразовательной программы обучения.
- Комплексный характер обучения: использование методов коррекции нарушения зрения, лечебная диагностика и восстановление, стимуляция потенциальных возможностей развития учащегося и активизация его познавательной заинтересованности.
Инклюзивное образование слепого ребенка предполагает проведение психолого-педагогического сопровождения по следующим направлениям:
- Диагностирование.
- Коррекция и развитие.
- Профилактика.
- Информирование.
- Лечебно-восстановительная работа.
- Консультирование.
Все эти направления деятельности ориентированы на формирование навыков зрительного восприятия, пространственной, социальной ориентации, навыков коммуникативного взаимодействия, включения в коллектив и определения своего места в нем, развитие эмоциональной сферы личности ребенка и сглаживание протекания его адаптационного периода.