Процессы становления и развития такой науки как лечебная педагогика, тесно связаны с историческими, социокультурными и этнографическими особенностями каждого народа, его духовно-нравственными ценностями и представлениями о человеке и мире.
Одна из приоритетных задач современной лечебно-педагогической деятельности — создать благоприятные условия воспитания, обучения и успешной социализации детей с пограничными психическими состояниями и особыми потребностями, связанными с разного рода отклонениями от нормы физического и интеллектуального развития.
История становления и развития лечебной педагогики включает несколько периодов.
Зарождение и становление лечебной педагогики
Начальный этап охватывает XIV-XIX века. Это период осмысления практики лечебно-педагогической деятельности и формирования лечебно-педагогических идей.
Предпосылки зарождения лечебной педагогики в Европе отмечались еще в эпоху Возрождения и Реформации.
Гуманистическая идея о праве на обучение детей, имеющих особенности характера и недостаточную степень умственного развития, с позиции педагогики впервые была обоснована Яном Амосом Коменским. Он разработал типологию детей, базирующуюся на взаимообусловленности их интеллектуального развития и поведения, а также ввел термин «лечебное средство».
Дж. Локк размышлял о проблемах детских дефектов и давал рекомендации по использованию методов нравственного воздействия при ненадлежащем поведении и невоспитанности.
Первые научные представления о лечебной педагогике, начинают формироваться в Европе в начале XIX века под воздействием событий Великой Французской революции, которые позволили переоценить гражданские права и положение людей, имеющих физические и умственные дефекты.
Ведущими тенденциями, характеризующими состояние лечебной педагогики в России в XVIII-XIX веках, были ярко выраженная практикоориентированность и заимствование методов обучения и воспитания детей, имеющих проблемы развития и здоровья, у Западной Европы. Воспитательные дома, созданные в этот период времени, а также смешанные приюты для детей-сирот и глухих детей были первыми учебно-воспитательными учреждениями специальной направленности.
На начальном этапе становления лечебной педагогики в качестве межотраслевого знания происходит интеграция педагогики и медицины при явном доминировании последней, при опоре на ее научно-практическую базу и терминологию. Это можно объяснить классификацией нарушений развития детей, которая уже сложилась в медицине того времени, а также накопленным на протяжении нескольких столетий значительным запасом конкретных средств медицинской помощи ребенку, чтобы преодолеть эти нарушения.
Второй этап развития лечебной педагогики
Следующий этап охватывает период с середины до конца XIX века — это период развития ведущих идей и научных концепций лечебной педагогики, оформления ее в качестве науки.
К середине XIX века сформировался ряд предпосылок для выделения в структуре педагогического знания раздела, в рамках которого занимаются изучением возможностей лечебно-педагогической поддержки детей, проблемы психофизического развития которых не могут быть разрешены медицинскими методами.
В России представители общественно-педагогического движения затрагивали вопросы выявления причин и факторов нарушения здоровья детей, предлагая решать их методом физического воспитания, созданием приемлемых санитарно-гигиенических условий, которые необходимы, чтобы организовать полноценный детский учебный труд.
Понятие лечебной педагогики впервые употребили немецкие педагоги И. Георгенсон и Г. Дейнхард в 1861 году в книге «Введение и обоснование общей лечебно-педагогической науки». В концепции, которую они разработали, был определен статус лечебной педагогики в качестве научной отрасли общей педагогики, в которой важная роль была отведена знаниям из области медицины. Лечебная педагогика на данном этапе рассматривается в качестве системы, которая представляет собой интегрированное знание, базирующееся на междисциплинарных связях медицины и педагогики, которое включает в себя необходимый объем помощи детям и направлено на реконструкцию традиционного воспитания и обучения.
С этого момента лечебная педагогика начинает утверждаться в качестве науки, занимающейся разработкой особых приемов и средств обучения и воспитания, отличающихся от методов общей педагогики.
Третий этап развития лечебной педагогики
Третья стадия охватывает период конца XIX - начала ХХ века, когда шло развитие лечебной педагогики в качестве самостоятельного направления педагогики.
Развитие естественных наук и формирование в биологии взглядов материалистической направленности дало качественный скачок научной мысли в рассматриваемый исторический период.
В частности, Г. Я. Трошин, который является автором антрополого-гуманистической концепции аномального детства, обосновал необходимость изучать личность ребенка, а не болезнь. Он пришел к заключению, что развитие нормальных и ненормальных детей идет по одинаковым законам и патологическое развитие не является сугубо специфическим, а является отклонением от нормы. Он настаивал на необходимости целостно и глубоко изучать физиологическую, психологическую и социальную природу человека, чтобы найти там еще не использованные ресурсы для воспитания. Главная задача специальной лечебной педагогики — приблизить условия воспитания и обучения к норме развития.
В конце XIX века снова произошел всплеск внимания прогрессивных слоев общества к проблемам социального здоровья человека, его физического и нравственного совершенствования и оздоровления. Начинается зарождение оздоровительно-воспитательной практики, появляются загородные учреждения, представленные дачными или школьными вакационными колониями для учащихся с ослабленным здоровьем, чтобы они могли восстановиться на свежем воздухе, с помощью игр, физических упражнений и правильно организованного питания.
Четвертый этап развития лечебной педагогики
Четвертый этап охватывает начало и середину ХХ века, когда изменился статус лечебной педагогики, она была переименована в дефектологию в России и в специальную педагогику за рубежом.
В начале ХХ века главенствующие тогда подходы к реализации лечебной педагогики — гуманистический и ценностно-антропологический — уступили свои позиции теории сегрегации. Теория педагогики начала обогащаться разнообразными понятиями — дефективный или аномальный ребенок, умственно и морально отсталые дети. Данные понятия начали часто переносить и на детей трудновоспитуемых, но имеющих нормативное развитие.
Педологией клиницистскому подходу противопоставлялись методы системно-комплексного анализа и патологическая модель развития, которая в педологии считается частью знаний, касающихся общих закономерностей процесса формирования личности в соответствии с нормой. В качестве определяющего фактора выступает то, что педология снова вывела лечебно-педагогическую деятельность в открытое социальное пространство.
В этот период итальянский врач и педагог М. Монтессори выделила три основных принципа антропологического подхода к лечебной педагогике:
- опираться на индивидуальные особенности детей;
- обеспечивать свободу развития;
- широко применять сенсорное и физическое воспитание в интеллектуальном развитии детей.