Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Знакомство детей с временными понятиями

Определение 1

Временные понятия – это понятия, связанные с отрезками времени (день, ночь, год, неделя, час и т. д.) и их соотношением (раньше, позже и т. д.).

Развитие временных понятий у детей относится к математическому развитию.

Необходимость ознакомления детей с временными понятиями

Необходимость ознакомления детей с временными понятиями обусловлена тем, что умение ориентироваться во времени дает каждому ребенку возможность успешно овладевать разнообразными видами деятельности, развиваться, познавать окружающий мир и многое другое. То есть, формирование временных представлений является одним из основных компонентов интеллектуального развития ребенка. По тому, как ребенок умеет ориентироваться во времени, в какой мере владеет временной терминологией можно судить о его готовности к обучению в школе.

Замечание 1

Основной целью ознакомления детей с временными понятиями в условиях ДОУ является формирование у них временных представлений и овладение временными понятиями.

Достижение данной цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:

  1. Развивать у детей представления о временных последовательностях (часах в сутках, месяцев в году и т.д.).
  2. Привить детям навыки по измерению времени.
  3. Формировать умение последовательно излагать определенные события, соблюдая время их свершения.
  4. Развивать умение чувствовать и определять время (временные отрезки), уметь следить за своей деятельностью во времени, ценить и не тратить впустую время.
  5. Воспитывать интерес к накопленному людьми опыту по постижению и учету времени, посредством ознакомления их с конкретными историческими фактами.
  6. Формировать личную заинтересованность в овладении временными понятиями, стремиться самостоятельно разбираться во времени, уметь его определять и т.д.
  7. Формировать необходимые временные понятия и знания о времени, с целью подготовки к обучению в школе.
«Знакомство детей с временными понятиями» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, значимость ознакомления детей с временными понятиями очевидна, так как вся жизнь человека связана со временем. К моменту поступления в школу ребенок должен уметь определять время по часам, распределять собственное время, беречь его. От того, в какой степени ребенок владеет временными понятиями и знаниями, зависит его успешность обучения в школе и социализация в обществе.

Особенности ознакомления с временными понятиями детей разного дошкольного возраста

Ознакомление детей с временными понятиями необходимо начинать с раннего возраста. Уже в младшей группе ДОУ детей знакомят с такими понятиями как день, утро, вечер, ночь, а также временами года и днями недели.

В средней группе детей продолжают знакомить с временными понятиями и при этом начинают упражнять в умении ориентироваться в частях суток, временах года, днях недели. Основным методом ознакомления является макет, на котором изображена смена частей суток или времен года, а также беседа воспитателя с детьми.

В старшей группе и подготовительной к школе группе, в рамках работы по ознакомлению детей с временными понятиями педагоги:

  1. Расширяют представления о частях суток, их основных характеристиках и последовательности (например, утро наступает сразу после ночи, ночью – темно и т.д.).
  2. Учат определять время суток и обобщают понятие «сутки».
  3. Учат последовательно называть времена года и их характерные отличительные черты (зима – снег, лето – жара, весна – цветение, осень – листопад и т.п.), а также последовательно называть дни недели и месяца.
  4. Формируют элементарные временные представления, понятие его периодичности, текучести и необратимости. Данная работа самая сложная, как показать детям наглядно время не возможно. С этой целью используют разнообразные часы (песочные, изготовленные самостоятельно, наручные с секундной стрелкой и т.д.).
  5. Упражняют в умении использовать в своей речи временные термины, такие как: вначале, до, после, потом, позже, раньше и т.д.
  6. Учат «чувствовать» время, то есть временные интервалы (1 минута, 5 минут, час и т.д.).

Правила проведения упражнений по ознакомлению детей с временными понятиями

Прежде, чем приступить к ознакомлению детей с временными понятиями, педагог должен понимать, что восприятие времени очень сложно для детей, так как его невозможно увидеть или потрогать. Поэтому необходимо использовать такие методы, средства и приемы, которые помогут детям понять суть времени. Если в процессе ознакомления с временными понятиями педагог преследует цель – заучить (зазубрить) временные названия и их последовательность. То данная работа будет неэффективной, ввиду того, что дети так и не поймут, что такое время.

Замечание 2

Основное требование к ознакомлению детей с временными понятиями заключается в том, что педагогическая работа в данном направления должна осуществляться в строгой системе и последовательности, с обязательной опорой на наглядности, использованием дидактических игр и упражнений.

Особо эффективно ознакомление с временными понятиями, если педагог использует в работе наблюдения за изменениями в окружающей среде, опору на личный опыт ребенка, его эмоциональные переживания. Все это способствует тому, что ребенок через осуществляемые действия получает необходимые временные знания, которые в дальнейшем у него систематизируются и обобщаются.

Основные средства, используемые для ознакомления детей с временными понятиями в ДОУ:

  1. Просмотр иллюстраций, на которых изображена деятельность людей в разное время дня (спит, кушает, умывается, гуляет) и в разное время года (купается, катается с горы, собирает грибы и т.д.). Рассматривание картинок должно обязательно сопровождаться пояснением воспитателя.
  2. Дидактические игры, например: «Когда это бывает?», «Разложи картинки по порядку», «Назови соседей» и т.д.
  3. Использование графических моделей: «Сутки», «Режим дня», «Времена года» и т.д.
  4. Беседы – воспитатель проводит с детьми в течение дня разнообразные беседы, которые целесообразно начинать с вопросов: какой сегодня день? Какое сейчас время года? и т.д.

Конкретным определением времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot