Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, который характеризуется единством и гармоничным взаимодействием всех его компонентов.
Понятие целостности педагогического процесса
Педагогический процесс по своей природе является динамической системой, имеющей такое интегративное свойство, как способность формировать и развивать у подрастающего поколения, социально обусловленные функции. Требованиями со стороны общества заключается в том, чтобы данные функции были реализованы на максимально высоком уровне. Это достигается при соблюдении функциональной целостности педагогического процесса.
Таким образом, гармоничное и всестороннее развитие личности во многом зависит от целостности педагогического процесса как явления.
Целостность – это одно из синтетических качеств, которое характеризует наивысший уровень развития педагогического процесса, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Целостный педагогический процесс отличается присущим только ему внутренним единством всех составных элементов, а так же их гармоничным взаимодействием между собой. В таком процессе всегда происходит непрерывное движение, направленное на преодоление противоречий и перегруппировку сил элементов. Все это имеет одно общее направление – формирование образовательного процесса нового вида и качества, отвечающего потребностям со стороны общества и государства.
Целостный педагогический процесс предусматривает такую организацию деятельности учащихся (воспитанников), которая полностью отвечает их потребности и удовлетворяет возрастные интересы. Деятельность организуется педагогами и оказывает эффективное педагогическое воздействие на все стороны личности ребенка (чувства, волю, сознание и т.д.). Так же необходимо отметить, что любой вид деятельности, включающий в себя нравственно-эстетические элементы, вызывающий у учащихся положительные переживание, стимулирующий мотивационно-ценностное отношение к окружающим предметам и явлениям, соответствует требованиям целостного педагогического процесса.
Целостный педагогический процесс включает в себя не только воспитание и обучение, функционирующих как единое целое, но и все их разновидности и элементы. Так процесс воспитания включает в себя процессы умственного, нравственного, трудового, эстетического и т.д. видов воспитания. Все виды воспитания в рамках педагогического процесса сводятся к единому процессу становления и развития личности.
Таким образом, целостный педагогический процесс, организованный педагогами, должен постоянно стремиться к сохранению целостности через разрешение противоречий между личностью учащегося и специально организуемого педагогического воздействия на него.
Целостность педагогического процесса в содержательном и организационном аспектах
Целостность педагогического процесса рассматривается в двух аспектах:
- содержательном;
- организационном.
В содержательном аспекте целостность педагогического процесса обеспечивается посредством отражения в основной цели и содержании образовательного опыта, который накоплен человечеством за все время его существования. Образовательный опыт представлен четырьмя взаимосвязанными элементами:
- Знания – систематизированные представление о действиях и явлениями, а также способы выполнения разнообразных видов деятельности.
- Умения – способы применения знаний в практической и повседневной деятельности.
- Навыки – способы действий, доведенные путем многократного повторения до автоматизма.
- Опыт эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающей действительности, а также опыт творческой деятельности.
Таким образом, процесс реализации указанных элементов содержания образования – это процесс реализации единства развивающих, воспитательных и образовательных целей и функций педагогического процесса.
В организационном аспекте целостность педагогического процесса обеспечивается путем единства следующих процессов и компонентов:
- Процесс дидактической адаптации содержания образования и имеющейся материальной и методической базы учебного заведения.
- Процесс профессионального взаимодействия между педагогами и учащимися, в вопросах содержания образования, овладение учащимися способов эффективного взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса.
- Процесс личностного взаимодействия и общения между педагогами и учащимися.
- Процесс самостоятельного усвоения учащимися учебного материала, формирование навыков самообразования и самовоспитания.
Необходимо отметить, что первый и четвертый аспекты – это отражение предметных связей и отношений, второй аспект – педагогические связи, третий аспект – взаимные отношения, которые и охватывают весь целостный педагогический процесс.
С третьим аспектом очень тесно связан ряд специфических законов, которые проявляются в виде педагогических закономерностей. Одной из основных среди них следует указать зависимость эффективности организуемого педагогического процесса от тех условий, которые созданные для его реализации. К таким условиям относят: материальные, гигиенические, морально-психологические и т.д. Данные условия зависят от социального и экономического положения в стране, научного и технического развития, эффективности деятельности руководителей органов образования (региональных, федеральных, муниципальных и т.д.).
Для того, чтобы организовать эффективный целостный педагогический процесс необходимо уяснение закономерностей взаимодействия всех его элементов и функциональных компонентов и применение данных закономерностей при его организации.