Этапы вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность
Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность учащихся, ориентированная на решение нестандартных, творческих задач, связанных с поэтапностью работы и неизвестностью способов оптимального решения.
Исследования имеют важное познавательное значение. Они помогают развить навыки самостоятельного познания, а также сформировать исследовательский тип мышления. Исследования используются в организации различных учебных занятий. Уроки технологии не являются исключением.
Организация исследовательской работы на уроках технологии является довольно сложным и трудоемким процессом. Педагог начинает с мотивации учащихся к исследованию, развивает их интерес к данному направлению деятельности.
Вовлечение учащихся в исследовательскую работу на уроке технологии осуществляется посредством следующих этапов:
- Использование методов проблемного обучения. Они помогают создать исследовательскую атмосферу на уроке. Тема урока может быть представлена в виде проблемы, вопроса, исследовательской задачи, требующей разрешения. Также, применяются методы моделирования экспериментов, а также предварительные домашние задания типа: наблюдение за каким-то объектом, динамикой его признаков, написание творческой работы. Это является основой исследования и направляет работу учащихся в нужное русло.
- Ознакомление с методикой проведения исследования. Учащиеся должны получить представление об алгоритме исследовательской работы, условиях ее проведения, вариантах организации.
- Демонстрация исследовательской работы педагогом. Личный пример – лучший мотиватор к деятельности. Если педагог демонстрирует учащимся проведение какого-то исследования, привлекает их внимание к собственной деятельности, то это стимулирует их вовлечение в исследовательскую работу.
Исследовательская работа должна стать составным компонентом каждого урока технологии. Это позволяет вовлечь учащихся в полноценную исследовательскую работу на уроках и мотивировать к активному участию в данном процессе.
Методы организации исследовательской работы на уроках технологии
Исследовательская деятельность может стать составным компонентом учебного занятия по технологии, посредством использования следующих форм работы:
- Работа с литературой. Данное исследование носит теоретический характер и заключается в анализе информации, представленной в учебниках и учебных пособиях по технологии, ее поиске в других источниках, обобщении и представлении. Данное исследование организуется на всех этапах обучения и имеет свои особенности на каждом возрастном этапе развития учащихся. К примеру, учащимся пятого класса даются конкретные разделы учебника, которые необходимо проанализировать, а учащимся восьмого класса дается тема и требуемые итоги ее освоения. Они сами подбирают материал в разных источниках.
- Организация лабораторных работ. Они ориентированы на подтверждение теоретических данных о свойствах какого-то объекта, процесса или явления. Лабораторные работы характеризуются непродолжительным временем проведения и помогают сделать выводы о различных признаках, свойствах, динамике объектов, процессов и явлений. К примеру, проводится лабораторная работа, подтверждающая те или иные свойства металлов либо древесины, отражающая временной период доведения исследуемого образца до конкретного состояния и т.д. Лабораторные работы проводятся на специальном оборудовании и носят практический характер деятельности учащихся.
- Проектная деятельность. В основе написания проекта лежит исследование. В ходе выполнения проектов происходит формирование ключевых компетенций учащихся в области освоения дисциплины «Технология». Создание проекта позволяет каждому учащемуся выбрать тот вид исследования, который ему интересен. Работа может носить индивидуальный, а может и групповой характер, что активизирует еще и навыки коммуникативного взаимодействия учащихся. В основе проектов закладывается проблема, требующая разрешения. Ее решение достигается в ходе исследования. В зависимости от возраста учащихся, могут быть использованы мини-проекты, полноценные проекты, межпредметные интегрированные проекты.
- Аналитическая работа. Она связана с проведением анализа различных объектов, процессов и явлений, изучением их структуры, систематизацией количественных и качественных параметров, исследуемых процессов, объектов и явлений.
Условия эффективной организации исследовательской деятельности на уроках технологии
Организация исследовательской работы на уроках технологии является важным условием результативности освоения образовательной программы по данной дисциплине. Это обусловлено тем, что дисциплина связана с познанием различных процессов и явлений окружающего мира, производственной сферы, изучением свойств различных объектов. Поэтому, исследование является составной частью работы на учебном занятии.
Эффективность организации исследовательской работы на уроках технологии зависит от соблюдения ряда условий ее включения в учебный процесс. К ним относятся:
- Систематический подход к исследованию.
- Создание творческой атмосферы на учебном занятии. Предполагается использование методов проблемного обучения, проектных технологий, интернет-ресурсов, презентаций, научно-популярных статей.
- Учет возрастных особенностей развития учащихся конкретного класса. Исследование должно быть посильным для них и увлекать их.
- Создание условий комфортных для участия каждого ребенка в исследования. Это означает, что независимо от уровня интеллектуального развития учащегося, его успехов в познании данной дисциплины, ему не создается препятствий для полноценного участия в исследовании: его мнение, потребности и интересы учитываются.
- Освоение основ представления итогов своего исследования учащимися. учащиеся должны обладать навыками отстаивания своей точки зрения, аргументации своих решений, результатов работы.