Исследовательская деятельность – это специально организованное выполнение операций, нацеленное на получение нового знания и нового продукта, а также удовлетворение творческих и познавательных потребностей.
Исследовательские навыки нужно развивать с первых дней обучения ребенка в школе. Это создаст фундамент для дальнейшего стремления к научно-исследовательской деятельности и заложит основы ее выполнения.
Исследовательские навыки закладываются разными методами и на разных учебных занятиях. Особая роль в этом процессе отводится дисциплине «Технология». Уроки технологии предоставляют учащимся широкий спектр деятельности с разными материалами и учат выполнению разнообразных операций, лежащих в основе исследовательской деятельности.
Целевое назначение учебного занятия с использованием бумаги и картона
Работа с бумагой и картоном – один из видов деятельности, активно реализуемой на уроках технологии для достижения большого количества целей и задач.
Использование бумаги и картона и выполнение разнообразных операций с ними, нацелено на достижение следующих целей на уроках технологии:
- Ознакомление с материалами: бумагой и картоном, их получением, свойствами, возможностями использования, функциональной ролью.
- Формирование навыков разметки и контроля. Учащиеся учатся выполнять разметку на бумаге и картоне, их разных видах, осваивают работу с чертежами и шаблонами, формируют представление о линиях сетки и учатся выполнять операции по инструкции.
- Формирование навыков сгибания и разгибания бумаги. Происходит освоение правил совершения точного и ровного сгибания, складывание бумаги, освоение техники оригами.
- Формирование представлений о симметрии. Учащиеся учатся вырезать фигуры из бумаги и картона на основе законов симметрии, соблюдения пропорций при вырезании различных фигур и объектов.
- Формирование навыков выполнения аппликаций. Происходит развитие представлений об аппликации, осваивается техника ее выполнения и особенности: виды аппликаций, материал изготовления, особенности цветовой гаммы, соблюдение симметричности при выполнении.
- Развитие навыков выполнения разнообразных бумажных конструкций. Дети учатся выполнять из бумаги фигуры животных и растений, кукол, предметов и т.д. для этого происходит освоение техники оригами, которая активизирует работу памяти, мышления и воображения. Кроме того, дети осваивают работу с чертежами, учатся делать выкройки, что развивает логическое мышление, формирует математические представления.
- Формирование навыков плетения бумажных изделий. Плетение из бумаги – интересный вид деятельности, знакомясь с которым учащиеся увлекаются процессом, формируя познавательную заинтересованность деятельностью. Здесь же, происходит освоение выполнения технического рисунка, что требует включения в работу большого количества мыслительных операций.
- Формирование навыков создания декоративных изделий. Это могут быть елочные игрушки, украшения к различным праздникам, декор интерьера. Дети осваивают технику выполнения и технологию создания изделий.
Каждая цель занятия по работе с бумагой и картоном представляет собой направление деятельности, освоение которого способствует формированию навыков совершения исследовательских операций или, хотя бы, части из них.
Разновидности исследовательских операций, выполняемых при работе с бумагой и картоном
Уроки технологии, основанные на использовании бумаги и картона, вполне, можно превратить в исследовательские занятия, на которых учащиеся познакомятся с историей развития бумаги и картона, освоят азы выполнения различных операций с бумагой. Для этого, учебное занятие реализуется в следующих формах:
- Форма организации устной исследовательской деятельности. такое занятие ориентировано на работу с информационными источниками, из которых черпаются сведения о бумаге, бумажных носителях, особенностях ее изготовления и практические аспекты использования. Работу можно организовать в форме сообщений или докладов: каждый учащиеся самостоятельно ищет сведения и представляет их коллективу о различных аспектах бумажной промышленности: история возникновения целлюлозного производства, его этапы, структура, принципы добывания и переработки бумаги и т.д. Таким образом, учащиеся младших классов познают первый аспект исследовательского процесса: работу с информационными ресурсами: поиск, обработка, усвоение, анализ и представление информационных данных.
- Познание азов практического использование бумаги и картона. Работа носит практический характер. Учащиеся познают строение бумаги и ее свойства. Для этого они проводят экспериментальное исследование: пробуют погружать бумагу в воду, сгибать и разворачивать, рвать на части, склеивать, мять и т.д. Такое исследование особенно эффективно, поскольку оно включает в работу все анализаторы организма и делает процесс познания наглядным. Так информация о свойствах бумаги и ее практическом применение лучше закрепляется.
- Познание разновидностей бумаги и картоны и возможностей их практического применения. Детям дается задание по поиску разных видов бумаги и картона. Дети собирают кусочки разной бумаги и подписывают возможности ее использования, т.е. на изготовление какой продукции она будет пригодна: аппликации, оригами, плетения. Сведения, добытые учащимися, коллективно обсуждаются и анализируются. Далее, можно дать детям задание по изготовлению конкретного изделия из собранных разновидностей бумаги и картона. Это позволит детям доказать верность своих предположений по поводу использования конкретных видов бумаги. Тем самым, формируются исследовательские основы деятельности – доказывание гипотезы исследования.
Исследовательская работа на уроках технологии делает процесс обучения более продуктивным. Исследование увлекает учащихся. Занятия становится интересными. Чувствуя себя настоящими исследователями, учащиеся начальной школы, стремятся к дальнейшему познанию, открытию нового, приобретению новых знаний и навыков деятельности, способов добывания информации.