Технология активного обучения — это такая организация учебного процесса, в ходе которого недопустимо неучастие учащихся в познавательном процессе.
Данная технология предусматривает, что каждый учащийся во время учебного занятия имеет определенное ролевое задание, по которому он должен отчитаться перед группой учащихся в его выполнении.
Основные особенности технологии активного обучения
Технология активного обучения включает в себя методы, направленные на стимулирование познавательной активности учащихся, посредством вовлечения каждого ученика в поведенческую и мыслительную активность. В результате активной деятельности в процессе обучения у учащихся обогащается личностное принятие знаний, формируются навыки получения необходимых знаний собственными силами.
Основными особенностями технологии активного обучения являются:
- «Вынужденная» активность – представлена принудительной активизацией деятельности и мышления учащихся.
- Повышенная эмоциональность учащихся за счет творческого характера учебных занятий.
- Обязательное взаимодействие между педагогом и учащимися, а также между самими учащимися.
- Формирование у учащихся навыков работы в коллективе, повышать интенсификацию учебного процесса, посредством активизации собственных сил.
Использование технологии активного обучения направлено на решение следующих задач:
- Формирование у учащихся навыков продуктивной коммуникации в рамках образовательного процесса.
- Формирование навыков аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ясно и четко излагать собственные мысли.
- Развитие способности уметь анализировать сложные ситуации, уметь находить в них основное и второстепенно, выявлять причины их возникновения, находить эффективные средства и способы разрешения.
- Развитие и совершенствование процессов памяти, мышления и внимания.
Таким образом, технология активного обучения направлена на развитие у учащихся познавательной сферы, активного и сознательного освоения и осмысления учебной информации, а также формирования навыков и умений использования ее в практической и повседневной деятельности.
Условия организации технологии
Использование технологии активного обучения целесообразно только в том случае, когда учащиеся владеют определенными фундаментальными знаниями, полученными посредством традиционных методов обучения. Поэтому одной из основных задач педагога, при организации технологии активного обучения является грамотное и разумное сочетание использования традиционных и инновационных методов обучения.
Основными условиями организации технологии активного обучения являются:
- Проблемность;
- Кооперация и сотрудничество;
- Коллективное взаимодействие;
- Управление процессом формирования и развития индивидуальных психологических особенностей учащихся;
- Изменение роли педагога во время обучающего процесса: партнер, соорганизатор, консультант и т.д.
Ведущие признаки технологии активного обучения:
- Принудительная активизация мышления;
- Длительность вовлеченности учащихся в процесс обучения;
- Осуществление самостоятельной творческой выработки решений, повышение уровня мотивации и эмоциональности учащихся;
- Постоянное активное взаимодействие между учащимися и педагогами посредством прямой связи.
Технологии активного обучения подразделяются на две группы:
- Групповые технологии – применяются одновременно к нескольким участникам образовательного процесса.
- Индивидуальные технологии – применяются к конкретному учащемуся.
Ряд авторов подразделяют технологии активного обучения на три основных блока:
- Технологии, основанные на дискуссионных методах – совместный разбор ситуаций, вопросов, проблем и т.д.
- Технологии, основанные на игровых методах – включают в себя творческие, дидактические, ролевые игры, игровые психотерапии, психодраматичексие коррекции.
- Технологии, основанные на контриграх – включают трансактный метод осознания коммуникативного поведения, сенситивные тренинги и т.д.
Характеристика некоторых видов технологии
Ролевая игра – подразумевает использование метода имитации или разыгрывание ролей.
Характеристики:
- Обязательное наличие проблемы или задачи, каждый участник имеет конкретную роль;
- Активное взаимодействие между участниками;
- Введение педагогом в процесс обучения корректировок;
- Совместная оценка и обсуждение результатов деятельности.
Метод игрового проектирования – реализуется посредством организации проекта на заданную тему, в игровой форме.
Характеристики:
- Обязательное наличие определенной проблемной или исследовательской задачи, которую педагог формулирует учащимся;
- Деление учащихся в процессе обучения на группы и подгруппы, каждая из которых решает конкретную задачу;
- Педагог представляет учащимся несколько вариантов решения проблемы (задачи), совместно с учащимися каждое решение анализируется и выбирается наиболее эффективное.
Анализ конкретных ситуаций – один из эффективных методов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Характеристики:
- Обязательное наличие конкретной проблемной ситуации;
- Разработка каждой группой собственного варианта решения;
- Осуществление публичной защиты разработанного варианта решения ситуации, с последующим оппонированием;
- Подведение итогов и осуществление оценки результатов занятия.
Деловая игра – это форма по воссозданию социального и предметного содержания будущей профессии или специальности, моделирование систем взаимоотношений характерных конкретно для нее.
Характеристики:
- Наличие норм осуществления профессиональных действий;
- Наличие норм осуществления социальных действий.