Сотрудничество в педагогическом коллективе – это взаимодействие педагогов и иных работников ДОУ, ориентированное на достижение целей и задач деятельности дошкольной образовательной организации, создание комфортной психологической атмосферы для работы и общения всего коллектива сотрудников.
Сотрудничество выступает ведущим условием существования любого педколлектива, а также выполнения профессиональных функций педагогами, достижения целей и зада образовательной деятельности. Поэтому, оно лежит в основе деятельности педагогического коллектива любой образовательной организации.
Педагогическая деятельность носит коллективный характер, что приводит к коллективной ответственности за ее итоги. В этой связи сотрудничество педагогов и иных сотрудников необходимо для реализации единой направленности деятельности и ее продуктивности, достижения высокого качества предоставляемых образовательных услуг.
Сотрудничество как фактор педагогического роста и повышения профессиональной компетентности педагогов
Организация сотрудничества и взаимодействия в педагогическом коллективе реализуется по следующим направлениям:
- Организация взаимодействия по реализации образовательной стратегии ДОУ.
- Разработка методических основ работы дошкольной образовательной организации.
- Проектирование направлений учебно-воспитательной работы, ориентированных на достижение целей и задач образования, утвержденных образовательной политикой на текущий временной период.
- Единая мотивация профессиональной деятельности педагогов и иных сотрудников ДОУ.
- Согласованность проведения индивидуальных операций в деятельности.
Сотрудничество выступает ведущим условием организации деятельности педагогического коллектива. Деятельность педагогов направлена на развитие личности воспитанников. Эта цель выступает основой организации образовательного процесса и выступает основным направлением коллективного взаимодействия всех сотрудников дошкольной образовательной организации.
Педагогический коллектив и его работа координируется органами управления ДОУ и методической службой. Все члены педагогического коллектива действуют на основании разработанной стратегии деятельности, предполагающую распределение ролей и согласование отдельных оперативных действий между членами педагогического коллектива.
Организация эффективного педагогического взаимодействия, сотрудничество всех членов профессионального коллектива ДОУ требует от них особых умений и компетентностей. Это означает, что сотрудничество педагогического коллектива ДОУ выступает фактором профессионального роста и развития педагога.
Педагогическое сотрудничество обуславливает наличие у педагогов следующих навыков:
- Ориентация на достижение общих целей и задач деятельности ДОУ;
- Распределение профессиональных полномочий, функций и ролей между членами педагогического коллектива, исходя из их уровня профессионального развития и индивидуальных способностей;
- Навыки взаимодополнения членами педагогического коллектива деятельности друг друга;
- Навыки организации продуктивной коллективной деятельности и командной работы;
- Навыки выражения своего мнения и его отстаивания;
- Навыки взаимоуважения, терпимости и солидарности ко всем членам педагогического коллектива;
- Навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Повышение педагогической компетентности свидетельствует о формирование навыков общения и социального взаимодействия педагогов. Иными словами, формируется их коммуникативная компетентность, являющаяся основой организации продуктивного сотрудничества в педагогическом коллективе, а также фактором роста и развития педагогического состава.
Следует отметить, что сотрудничество в педагогическом коллективе выступает основой формирования здоровой атмосферы в коллективе, что положительно сказывается на продуктивности деятельности педагогов и формировании основ коллективной ответственности всех членов коллектива за свою деятельность и ее итоги.
Профессиональный рост и развитие педагогов ДОУ возможен только в ходе взаимодействия с коллегами. Это открывает возможности для самореализации, самоутверждения педагога, его профессиональной активности и профессиональной самодостаточности.
Условия организации сотрудничества членов педагогического коллектива в ДОУ
Сотрудничество членов педагогического коллектива ДОУ, во многом зависит от личности участников данного коллектива, их профессиональной компетентности, общего культурного развития, личностных качеств и потенциальных возможностей. Кроме того, оно определяется условиями организации профессиональной деятельности педагогов, руководством педагогического процесса дошкольного учреждения.
Организация сотрудничества педагогического коллектива требует от руководства создания специальных условий, побуждающих всех сотрудников ДОУ к продуктивной совместной работе и взаимодействию. Таковыми являются следующие условия:
- Мотивация к сотрудничеству и взаимодействию членов педагогического коллектива. Это требует создания субъективно значимого содержания совместной деятельности для каждого отдельного педагога, исходя из его интересов и потребностей. Для этого актуально применение разнообразных форм организации педагогической работы, сотрудничества педагогического коллектива, отвечающего реалиям времени и возрастным особенностям личностного развития конкретных членов коллектива. Кроме того, содержание педагогической работы должно быть информационно насыщенным и способствующим раскрытию творческого потенциала членов коллектива. Все это мотивирует к сотрудничеству и коллективному взаимодействию педагогов.
- Осуществление исследовательской деятельности. Она активизирует интерес к педагогическому процессу и мотивирует к совместному исследованию, сотрудничеству и взаимодействию.
- Организация проектной деятельности. Она, также, связана с исследованием, которое привлекает педагогов, сплачивает их, обуславливая необходимость сотрудничества для решения проектных задач.
- Усложнение содержания педагогической работы и форм ее реализации. данное направление деятельности должно носить дифференцированный характер, учитывая компетенции педагогов и их возрастную категорию.
- Привлечение педагогов к процессу проектирования образовательной программы, постановки целей и задач деятельности, планирования и анализирования итогов реализации образовательной программы.