Формы повышения квалификации в ДОУ
Повышение квалификации – это разновидность профессионального обучения работников, цель которого – повысить уровень их теоретических знаний, совершенствовать практические навыки и умения.
В школьных учреждениях предусмотрено несколько типов повышения квалификации, каждая из которых характеризуется следующими особенностями:
- педагогические советы, способствуют повышению квалификации работников ДОУ, являясь коллегиальным органом, действующим на постоянной основе и рассматривающей все вопросы, которые связаны с педагогической деятельностью. В свою очередь педагогические советы делятся на две группы: традиционную и нетрадиционную. Традиционные педсоветы предполагают повышение квалификации работников через использование отдельных методов активации, то есть педагогам могут предложить разрешить тематические головоломки или ситуационные вопросы. Нетрадиционные педсоветы – это работа за «круглым столом» или игры, проходящие в деловой форме;
- обучающие семинары – наиболее продуктивный метод повышения квалификации. Основная его задача – усилить теоретическую составляющую подготовленности педагогического состава. Важный аспект проведения семинара – активное участие всех присутствующих педагогов. Участника заранее выдают задания, каждое из которых помогает развивать мышление, коммуникационные и педагогические навыки;
- индивидуальные и групповые консультации – должны планироваться заранее и обязательно должны быть прописаны в годовом плане работников ДОУ. На консультации необходимо ходить подготовленными, независимо от того, индивидуальная это встреча или групповая. Необходимо анализировать актуальную литературу, которая используется в работе и соответствует требованиям современного подхода к обучению и воспитанию детей-дошкольников. Помимо этого, при подготовке должна быть выстроена четкая структура консультации, определено ее содержание, подготовлены информационные буклеты и сообщения;
- открытые просмотры занятий – проводят, чтобы продемонстрировать, как проходят рабочие дни коллег, перенять их опыт, выявить ошибки в своей работе. На таких занятиях педагоги анализируют работу коллег, изучают специфические особенности учебно-воспитательной деятельности в отдельно взятой группе;
- смотр-конкурс – преимущественно, такие конкурсы предполагают участие всех групп, которые должны быть разделены на команды. Цель данного смотра – определить насколько успешно педагог справляется с задачами, которые наложены на него.
Оценка уровня квалификации педагогов ДОУ
Оценка уровня квалификации педагогических работников является основой аттестационной процедуры, рассматривающейся на сегодняшний день в качестве значимой части образовательной деятельности. Это основной этап профессиональной жизни, которые дает толчок совершенствованию образовательных запросов, повышение качества деятельности за счет получения внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации педагогических работников в системе дошкольного образования и их профессионального развития.
Проблему повышения квалификации педагогических работников рассматривали в своих работах Шамов Т., Нефедова К.А., Сериков Г.Н., Котлеров И.О., Горчаров Н., Пескунов А., Турчинка В. Цель повышения квалификации – формировать профессиональное мастерство, освоить новые профессиональные компетентности, обносить теоретические и практические знания специалистов в системе дошкольного образования в связи с возрастанием требований к уровню квалификации и необходимостью осваивать современные методы решения профессиональных задач.
На практике педагоги системы дошкольного образования, могут столкнуться со следующими проблемами, желая повысить квалификацию:
- невозможность прохождения курсов без отрыва от производства, что влечет прерывание педагогического стажа работы;
- обычно курсы – теоретические либо имеющие цель ознакомить с нормативными документами и концептуальными основами дошкольного образования.
В условиях современного мира, педагогам необходимо стремиться к переменам и порождать их, принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, чтобы при повышении своего профессионального уровня обучения понимать, что этот процесс будет продолжаться всю жизнь. курсы повышения квалификации позволяют не только узнать новые требования и технологии современного образования, но и, в первую очередь, встретиться с единомышленниками: с людьми, которые искренне преданы своему делу, относятся к своему предмету и детям с безграничной любовью. Курсы повышения квалификации педагогов всегда востребованы. Проблема переподготовки и повышения уровня профессионализма в сфере образования никогда не теряла и не потеряет своей актуальности.
В рамках рассматриваемого направления, методической службе необходимо перейти на новую форму организации работы с педагогами, чаще всего – практико-ориентированную, например, проведение мастер-классов, создание педагогических и управленческих инновационных проектов, конкурсы профессионального мастерства, разного рода тренинги, работа в микро-группах, направленная на разработку электронных пособий, распространение собственного педагогического опыта посредством публикаций в интернете.
Деятельностный подход получил широкое распространение благодаря проведению ряда исследований советским педагогом Алексеем Николаевичем Леонтьевым, который может применяться не только к детям, но и дает возможность педагогам дошкольных образовательных учреждений эффективнее приобретать новые для себя навыки, отрабатывать использование современных технологий и пр.