Непосредственная образовательная деятельность согласно ФГОС
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) выстраивается на основании адекватных форм работы с детьми и индивидуальном подходе.
Главными особенностями организации НОД в ДОУ в современной системе образования, выступают:
- уход от учебной деятельности, то есть непосредственных занятий;
- повышение статуса игры в качестве основного типа деятельности детей дошкольников;
- включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых и проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных технологий.
Содержание дошкольного образования обязательно должно решать следующие задачи:
- сохранять здоровье ребенка;
- развивать базовые личностные качества;
- строить образовательный процесс на основании игры в качестве основного вида деятельности дошкольника.
Основа результативности работы ДОУ – постоянный процесс совершенствования воспитательно-образовательной деятельности, которая влияет на результаты работы ДОУ.
Нормативная база системы ДО в организации НОД
Основополагающий документ нормативной правовой базы в системе ДОУ, обязательный для исполнения всеми типами и видами образовательных организаций, ориентиры развития системы дошкольного образования, выступают:
- Конвенция ООН по правам ребенка;
- Конституция РФ;
- ФЗ от 29 декабря 2012 года №273 «Об образовании»;
- ФГОС ДО приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013 г.;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности – приказ №1014 от 30 августа 2013 года;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы ДОУ.
Основной общеобразовательной программой является образовательная программа ДОО.
Методика проведения НОД
Основные виды деятельности НОД состоят из следующих компонентов:
- умения детей принять познавательную задачу;
- активности дошкольников;
- готовности дошкольников решать проблемные ситуации;
- усвоения программного материала детьми.
НОД может реализовываться посредством использования следующих видов деятельности:
- игровой – игровых ситуаций, сюжетных игр, игр с правилами, настольного театра, обучающих ситуаций, пальчиковых игр и пр.;
- познавательно-исследовательской – решения проблемных ситуаций, экспериментирования, моделирования, коллекционирования, реализации проектов и пр.;
- двигательной – игровых упражнений, соревнований, эстафет, спортивных игр и упражнений, ритмики, аэробики, детского фитнеса и пр.;
- продуктивной – реализации проектов, выставок, мини-музеев, детского дизайна, мастерских детского творчества и пр.;
- коммуникативной – бесед, ситуативных разговоров, речевых ситуаций, составления и отгадывания загадок, игр и пр.;
- чтения художественной литературы – чтения, обсуждения, заучивания, рассказывания, беседы по произведениям и пр.;
- музыкально-художественной – слушания и исполнения музыкальных произведений, музыкально-дидактических игр, бесед и пр.;
- трудовой – самообслуживания, дежурств, трудовых поручений, заданий, экскурсий, совместный действий и пр.
Структура НОД
Структура НОД предполагает необходимость решить определенные педагогические задачи и предоставляет выбор адекватных методов и приемов.
Выделяют следующие этапы реализации НОД:
- мотивационный этап – вводный, состоит из организации детей. Переключения их внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создания эмоционального настроя, точных и четких установок к предстоящей деятельности;
- содержательный этап – основной – предполагает процесс самостоятельной умственной и практической деятельности, выполнение всех поставленных учебных задач. В этой части осуществляют индивидуализацию обучения, а педагог создает условия для достижения результатов каждым ребенком;
- рефлексивный этап – заключительный – посвящен подведению итогов и оценке результата учебной деятельности.
В младших группах педагоги хвалят детей за усердие и желание выполнять работу, активизирует положительные эмоции. В средней группе более дифференцированно подходят к оцениванию результатов детской деятельности. В старших и подготовительных группах детей привлекают к оценке и самооценке полученных результатов.
Требования к организации НОД
Основные требования в ДОУ – санитарно-гигиенические:
- необходимо учитывать возрастные и психофизиологические особенности детей;
- необходимость соблюдать гигиенические условия: помещение необходимо проветривать, освещение устанавливать с левой стороны;
- оборудование, материалы и инструменты должны соответствовать педагогически, гигиеническим, офтальмологическим требованиям, удовлетворяющим двигательной активности;
- длительность НОД должна соответствовать установленным нормам, а время использования – полноценным;
- воспитатель должен непрерывно следить за правильной позой ребенка, не допуская переутомления во время занятия;
- предусмотрение чередования разных типов деятельности детей не только на разных занятиях, но и на протяжении одного занятия.
К особенностям организации НОД относят:
- организацию образовательной деятельности без принуждения;
- ненасильственная организация;
- развивающее обучение дошкольников;
- чувственное познание мира;
- объектные отношения между педагогом и ребенком – партнерство и сотрудничество;
- игровые или другие интересные для детей цели;
- опора на опыт и знания детей;
- преобладающий диалог воспитателя и детей;
- детям предоставляется возможность выбирать деятельность и организовывать проблемно-поисковую деятельность;
- достаточно свободная структура ОД;
- создание ситуации успеха;
- развивается креативность и самостоятельность, инициативность детей;
- активное участие всех педагогов группы.