Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация блочно-модульного построения обучения студентов колледжа

Технология модульного обучения

Определение 1

Блочно-модульное обучение – это один из методов обучения, при котором содержание учебного материала и организация его изучения разделены на модули.

Определение 2

Модуль – это базовое средство модульного обучения, которое представляет собой законченный блок информации, содержащий в себе целевую программу мероприятий и методическое описание, которым обеспечивается достижение назначенных дидактических целей.

Технология модульного обучения строится на том, что ученику необходимо самостоятельно изучать выделенную часть курса по индивидуальной схеме. Данная технология предполагает, что ученик будет не просто заниматься зубрежкой учебников и справочников, а будет самостоятельно разбираться в искомой информации, находить требуемые знания. При этом у ученика появляется чувство удовлетворенности от проделанной им работы, а полученные знания закрепляются в памяти.

В конце срока, который был отведен на изучение модуля, обязательно проводят проверку полученных знаний, их полноту и соответствие поставленным целям. Данная форма обучения дает возможность не просто заставлять ученика творчески подходить к самообразованию, но и учится получать необходимый объем информации без посторонней руководящей помощи.

Принципиальное отличие модульного обучения от стандартной системы образования является то, что ученик получает индивидуальное задание с письменными рекомендациями относительно способов его рационального выполнения и целях самого задания.

Ученик, работая преимущественно индивидуально, учится постановке целей и планированию, самостоятельной организации своего рабочего времени и контролю собственной работы.

Обучающий модуль включает следующие компоненты:

  • точно сформулированная учебная цель;
  • банк информации;
  • методическое руководство по достижению целей;
  • практические занятия по формированию необходимых умений;
  • контрольная работа, соответствующая целям, которые поставлены в данном модуле.
«Организация блочно-модульного построения обучения студентов колледжа» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Используется рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Рейтинг накапливается в ходе текущего, промежуточного и заключительного контроля.

Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информированности в режим консультирования и управления. Данным методом обеспечивается возможность выбора учащимися пути движения внутри модуля. Учитель освобожден от чисто информационной функции, он передает модульной программе определенный объем функций управления, которые превращаются в функции самоуправления.

Подготовка блочно-модульной структуры урока

Подготовка модульного урока требует времени и определенного объема действий.

  • Во-первых, учебный материал всей темы должен быть тщательно проработан, так же как и каждый отдельный урок. Также должны быть выделены главные, основополагающие идеи и сформулирована интегрирующая цель.
  • Во-вторых, необходимо определить содержание, объем и последовательность учебных элементов с указанием времени, отводимым на каждый из них, а также вид работы учеников.
  • В-третьих, необходимо подобрать дополнительный материал, соответствующие наглядные пособия, ТСО, а также задания, тесты и графические диктанты.

В каждом модуле должны быть четко определены цели и задачи, а также уровни изучения темы, обозначены умения и навыки. В модулях все заранее запрограммировано: не только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения.

Модульная технология дает возможность определять уровень усвоения нового материала учениками и быстро выявлять пробелы в знаниях. Также следует проводить мониторинг и диагностирование, составлять личные листы учета контроля, а затем можно сравнить результаты прохождения тем и контрольных работ с традиционными.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения заключаются в следующем:

  • содержание обучения представлено законченными самостоятельными комплексами, усвоение которых идет в соответствии с поставленной целью;
  • изменение формы общения преподавателя и обучающихся, которое осуществляется через модули и реализуется процесс индивидуального общения управляющего с управляемым;
  • обучающий работает максимальное количество времени самостоятельно, учится целеполаганию и самопланированию, самоконтролю и самоорганизации.

Цель модульного обучения – содействовать развитию самостоятельности учащихся, их умения работать, учитывая индивидуальные способы проработки учебного материала.

Разрабатывая модули, необходимо опираться на следующие принципы:

  • частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля;
  • реализованная обратная связь выступает основой управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний;
  • учебный дидактический материал излагается доступно и конкретно в форме диалогов;
  • при построении модуля соблюдают логику усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание и систематизация;
  • структура модуля должна быть соответствующей логике учебного занятия определенного типа.

Алгоритм построения дидактического модуля включает:

  • определение уровня обучаемости на основании изучения психофизиологических особенностей учащихся;
  • постановка целей и задач образовательной деятельности учащихся на учебном материале модуля;
  • прогноз конечного результата обучения в рассматриваемом предметном модуле.

К основным достоинствам блочно-модульной технологии относят:

  • возможность перейти от традиционной технологии обучения на блочно-модульную без разрушения первой, нежелательных деформаций при сохранении отработанных приемов и способов организации деятельности;
  • возможность прогнозировать конечный результат образования;
  • систематическая работа над содержанием образования, которая не предполагает планирование отдельного урока, когда идет создание модели работы над темой;
  • действия в различных полях – теоретическом и деятельностном;
  • организация мониторинга учебной деятельности, которая обеспечивается традиционными формами: контрольными, тестами, интеллектуальными играми, марафоном знаний и пр.
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot