Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Определение содержания понятия «воспитательный потенциал»

Понятие «воспитательный потенциал»

Определение 1

Потенциал – это имеющаяся у человека, объекта, процесса или явления внутренняя возможность к росту, развитию и совершенствованию.

Потенциал отражает способность личности функционировать в качестве целостной системы, состоящей из совокупности взаимосвязанных компонентов, которая может саморазвиваться, самореализовываться и самоутвердиться.

Что касается воспитательного потенциала, то он характеризует совокупность условий и средств, которые определяют педагогические возможности объекта, процесса, личности или явления.

Воспитательный потенциал, включает в себя следующие компоненты:

  • Материальная база;
  • Технические средства;
  • Условия быта;
  • Численность и структура воспитательной организации;
  • Развитость педагогического коллектива и характер взаимоотношений между его членами;
  • Нравственная, эмоциональная, психологическая, трудовая обстановка;
  • Жизненный опыт;
  • Уровень образованности и профессионализма.

Воспитательный потенциал отражает правила и нормы поведения, способности к построению взаимоотношений с другими людьми, навыки принятия осознанных решений.

Воспитательный потенциал является неустойчивой характеристикой. Он свидетельствует о динамике процессов и функций воспитательного института. Если происходит изменение функциональной роли того или иного воспитательного института, то изменяются и его воспитательные функции. Воспитательный потенциал, прежде всего, определяется этапом общественного развития, состоянием экономики и направлениями политического развития.

Методология изучения воспитательного потенциала

Воспитательный потенциал и его сущность можно описать посредством описания потенциального через актуальное т.е. через описание параметров и признаков проявления свойств различных объектов, процессов или явлений.

Исследование воспитательного потенциала реализуется на базе разнообразных подходов. Сюда может быть отнесен онтологический, деятельностный, личностный, аксиологический и др. кроме того, активно применяются комплексные методики исследований и нестандартные комбинации:

«Определение содержания понятия «воспитательный потенциал»» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Комплекс социального, культурного, событийного, амбивалентного подходов. Такой подход опирается на наличие в жизнедеятельности подрастающего поколения ярких, сочных, красочных событий, которые имеют привлекательность и значимость, как индивидуального, так и группового характера. Сущность этой методики состоит в оппозиции процессов личностного обособления и ее культурной идентификации, которые являются взаимодополняющими друг друга. Это активизирует работу внутренних ресурсов, источники роста и развития личности.
  2. Комплекс системного, личностного, деятельностного и средового подходов. Эта методика исходит из объединения социальных и образовательных феноменов, деятельности, как основы развития личности, создания условий для обеспечения самостоятельного становления, развития и саморазвития личности, ее самоопределения, познания собственного «Я», взаимоотношение с окружающей средой для достижение целей и задач воспитания.
  3. Комплекс синергетического, средового, аксиологического, экзистенциального, развивающего подходов. Здесь, методика строится на выбирании из каждого подхода наиболее ценностных воспитательных идей и создание на их основе единого интегрального направления по исследованию воспитательного потенциала и его эффективной практической реализации.

Структурное устройство воспитательного потенциала

Замечание 1

Воспитательный потенциал является открытой педагогической системой, которая состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов, функционирование которых влияет на ее развитие. Также, данная система подвержена воздействию сторонних факторов окружающей среды.

Существуют различные подходы по выбору единиц подразделения системы воспитательного потенциала на отдельные компоненты. Так, предлагается детализировать воспитательный потенциал по ресурсам в него входящим: материальным и нематериальным, по разновидностям воспитательных потенциалов, составляющих данную систему, по носителям потенциала, по объектам и субъектам, по приоритетным компонентам.

Воспитательный потенциал любого социального субъекта может быть представлен следующим структурным строением:

  • Аксиологический компонент. В него входят ценности, нормы, лежащие в основе воспитательной системы педагогического воздействия и составляющие фундамент знаний для передачи между поколениями;
  • Телеологический компонент. Он включает целевое назначение воспитания и прохождения процесса социализации личностью;
  • Концептуальный компонент. В него входят основные идеи, взгляды на воспитание, воспитательные теории и концепции, которыми руководствуется субъект педагогической деятельности, носитель воспитательного потенциала;
  • Методический компонент. Это совокупность приемов, методов и форм организации воспитательной работы субъектами воспитательного потенциала;
  • Инструментальный компонент. В него включены все воспитательные средства, которые применяются в ходе реализации воспитательной деятельности;
  • Персональный компонент. Он отражает характеристики людей, которые реализуют воспитательный их мастерство и профессионализм, квалификацию в области педагогики;
  • Интерактивный компонент. Он характеризует умения субъекта воспитательного потенциала организовывать систему сотрудничества с внутренними и внешними и субъектами, институтами для решения основных целей и задач воспитания;
  • Финансовый компонент. В него входит материально-техническая база реализации воспитательного процесса.

Развитие воспитательного потенциала

Проблема развития воспитательного потенциала относится к насущным и актуальным в современном обществе. На сегодняшний день, развитие воспитательного потенциала, его отдельных компонентов и видов представлено не в полном объеме. Большое внимание уделяется исследованиям воспитательного потенциала семьи. Так, можно отметить следующие закономерности развития этого потенциала:

  1. У семьи присутствуют внутренние ресурсы и механизмы для развития ее потенциала. Они могут быть применены правильно, если на них не оказывают отрицательное воздействие внешние факторы;
  2. Семья может развивать свой потенциал за счет осознанной саморегуляции;
  3. Потенциал семьи развивается в открытом образовательном пространстве;
  4. Эффективное развитие семейного воспитательного потенциала возможно при создании синергетической социально-педагогической системы;
  5. Использование семьями информационных ресурсов для развития своего потенциала;
  6. Включение семьи в разнообразную общественно полезную деятельность повышает ее воспитательный потенциал.

Воспитательный потенциал может развиваться разнообразными способами. Например, эффективность воспитания возрастает при занятии учащимися субъектной позиции в его ходе или, когда программы обучения дополняются воспитательными аспектами.

Воспитательный потенциал семьи и школы можно развить за счет создания системы их взаимодействия. Должна существовать единая направленность воспитания и взаимная заинтересованность в достижении воспитательных целей и задач.

Дата последнего обновления статьи: 11.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot