Особенности дисциплины «Окружающий мир»
Окружающий мир – это учебная дисциплина, являющаяся составным компонентом программы начального школьного образования и направленная на изучения основ устройства окружающего мира: природы и социума.
Изучение устройства окружающего мира лежит в основе всестороннего, гармоничного развития личности учащегося. Познавая окружающий мир, ребенок развивается физически, интеллектуально, нравственно и эстетически. У него формируется чувство вкуса и основы восприятия прекрасного, а также любви к родному краю и его обитателям.
Помимо этого, в ходе изучения окружающего мира происходит формирование навыков установления причинно-следственных связей между процессами и явлениями. А это является основой развития логического мышления.
Дисциплина «Окружающий мир» имеет свои специфические черты. Они состоят в следующем:
- Культурологическая ориентация дисциплины. Это означает, что в ходе изучения данного предмета происходит освоение разных областей научных знаний: история, культура, география, обществознание и т.д.
- Способствование нравственному развитию личности учащегося. Познавая данный предмет, ребенок учиться взаимодействовать с природой, формирует гуманные основы поведения в социальной и природной среде, учится оказывать помощь всем живым существам и бережно относиться к ним. Это позволяет выработать нравственные ориентиры поведения: представления о добре и зле, хорошем и плохом, гармоничном и противоречивом, культурном и бескультурном и т.д.
- Трудовая воспитательная направленность дисциплины. Познание окружающего мира невозможно без организации практической деятельности на природе: дети выполняют различные виды трудовой деятельности – уборка территории, сбор мусора, кормление птиц и животных, создание кормушек своими руками и т.д.
- Эстетическое воспитание учащихся. Посредством изучения окружающего мира происходит формирование навыков эмоционального отношения к природе, ее объектам и процессам. Ребенок учится замечать красоту во всех объектах и процессах, восхищаться творениями природы и человека.
- Интегрированный подход к преподаванию дисциплины. Предполагает взаимопроникновение всех учебных дисциплин курса, разных научных знаний и концепций при изучении дисциплины. Это создает условия для подготовки учащихся к дальнейшему обучению и освоению образовательных программ на других этапах школьного обучения.
- Систематизация имеющихся знаний об окружающем мире. Младшие школьники обладают уже какой-то информацией о мире, в котором они живут и процессах, которые наблюдают ежедневно или видели когда-то. Эти знания требуют расширения, обоснования, аргументации.
Образовательные ресурсы дисциплины «Окружающий мир»
Образовательные ресурсы – это потенциальные воспитательные и обучающие возможности предмета, которые помогут в достижении конкретных образовательных результатов работы.
Основными образовательными ресурсами «Окружающего мира» являются следующие:
- Предметные результаты освоения дисциплины. Они связаны с ее содержанием и его раскрытием. Раскрыть содержание дисциплины можно посредством использования методов проблемного обучения. Они помогают представить тему исследования в виде проблемы, которую необходимо решить и направить деятельность учащихся на самостоятельный поиск. Таким образом, происходит развитие у младших школьников представлений об устройстве мира, формируется его научная картина.
- Метапредметные результаты. Они характеризуют формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД), связанных с навыками обучения, проведения исследовательской деятельности, составление проектов. На уроках окружающего мира происходит активное исследование его объектов и процессов. Исследование формирует, в свою очередь, навыки работы с информацией, организации своей деятельности и подведения ее итогов, а также оценки успешности реализации. Дети учатся формулировать цели своей работы, составлять ее план, т.е. определять последовательность операций, которые они будут выполнять, наблюдать за природными объектами и процессами, проводить опыты, делать выводы и оценивать их значимость.
- Личностные результаты освоения дисциплины. Они связаны с освоением, принятием общечеловеческих ценностей и формированием собственных. В ходе познания окружающего мира, младший школьник познает искусство, культуру, технические процессы, правила поведения, ценности природного и социального мира. Таким образом, происходит развитие эмоционально-ценностного отношения учащегося к объектам, процессам и явлениям окружающего мира.
- Формирование мировоззрения учащегося. Оно складывается посредством выработки позитивного отношения к природе и ее процессам, социальной сфере, формирования интереса к различным процессам, объектам и явлениям, чувственного восприятия природы и осознания гармонии ее устройства.
Качества личности, формируемые в ходе изучения «Окружающего мира»
При изучении окружающего мира у учащегося формируется желание взаимодействовать с ним. При этом, формируются личностные свойства, отражающие готовность ребенка к положительному и плодотворному сотрудничеству с окружающим миром. К ним относятся:
- Личностная готовность. Она отражает навыки самостоятельной деятельности, самостоятельного познания, инициативность, навыки планирования и организации своей деятельности, преодоления трудностей.
- Коммуникативная готовность. Она отражает навыки установления контактов с другими участниками социальной среды: диалога, монолога, отстаивания своей точки зрения, принятие чужого мнения и чужой позиции.
- Интеллектуальная готовность. Она связана с развитием навыков работы с разнородной информацией и навыков самостоятельного познания.
- Рефлексивная готовность. Она отражает навыки оценки и контроля своей деятельности, а также ее планирования и прогнозирования.
- Креативная готовность. Отражает умения находить нестандартные решения, применять творческий подход в работе.
- Эмоциональная готовность. Она отражает навыки адекватного восприятия учебной деятельности, различных ситуаций и мотивацию к познанию.