Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Оценки качества усвоения программного материала учащимися с нарушениями речи

Обучение детей с различными речевыми патологиями реализуется в специализированных учебных заведениях по специальным коррекционным программам. Такое обучение строится немного по-иному, поскольку оно ориентировано на развитие детей, чьи психические и нервные процессы функционируют не так, как у нормальных детей. Это требует устранения разнообразных дефектов в их развитии, которые мешают освоению учебной программы. Речь не является исключением. Речевые дефекты оказывают отрицательное воздействие на интеллектуальные возможности ребенка. Поэтому, их своевременная коррекция играет важное значение.

Обучение по коррекционным программам должно быть качественным и эффективным. Оценка его качества реализуется по специальным методикам и направлениям работы.

Принципы оценочной деятельности

Замечание 1

Контроль и оценка являются теми механизмами, посредством которых можно достичь качества и результативности образовательной деятельности.

Оценка качества освоения программы обучения учащимися, имеющими речевые дефекты, прежде всего, ориентирована на отражение конкретного результата реализации учебно-воспитательной работы с детьми. Этот результат связан с качественными характеристиками обучения и отражает уровень усвоения учащимися знаний по разнообразным дисциплинам, а также, степень развития учащихся. Именно развитие является параметром качества образовательной деятельности.

Система оценивания учащихся с речевыми нарушениями основывается на следующих принципах:

  • Принцип комплексности. Оценка должна охватывать не только уровень освоения учебной программы, теоретических знаний и формирования практических навыков, но и параметры личностного развития каждого учащегося, раскрытие его творческого потенциала.
  • Принцип критериальности. Оценка должна иметь определенные показатели, по которым анализируется качество обучения по тому или иному направлению, дисциплине, курсу.
  • Принцип количественного выражения оценивания. Оценка имеет количественное выражение, которое в образовательной деятельности имеет вид отметки т.е. количественного выражения усвоенных знаний и умений, приобретенных навыков. Отметка отражает степень успешности реализации образовательной программы.
  • Принцип гибкости. Когда оценивание затрагивает особую категорию учащихся, то оно должно быть гибким т.е. оценка должна подстраиваться под особенности развития ребенка с речевыми дефектами и его познавательные возможности.
  • Принцип вариативности. Должно иметься несколько разновидностей оценивания и несколько возможных подходов к оцениванию, применимых в разных обстоятельствах.
  • Принцип самооценивания. Учащимся с нарушениями речи должны быть предоставлены возможности самостоятельного оценивания своей учебной деятельности.
«Оценки качества усвоения программного материала учащимися с нарушениями речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Качественное оценивание учебной деятельности детей с речевыми дефектами дает всесторонне видение развития учащихся, их способностей и возможностей. Оценка качества способствует:

  1. Отражению уровня развития навыков коммуникации учащегося;
  2. Демонстрации навыков коллективного взаимодействия и степени их развития;
  3. Характеристике отношения к конкретной учебной дисциплине учащегося;
  4. Отражению уровня усилий, которые ребенок прилагает в образовательной деятельности;
  5. Развитию индивидуального стиля мышления у ребенка;
  6. Формированию навыков самооценивания и самоконтроля;
  7. Развитию умения работать в команде.
Замечание 2

Наиболее полноценное отражение результатов освоения программного материала ребенком с речевыми дефектами дает комплексное оценивание т. е. сочетание количественной и качественной оценки.

Условия эффективного оценивания качества усвоения образовательной программы учащимися с речевыми дефектами

Система оценивания учащихся с речевыми дефектами ориентирована предоставление педагогу информации о качестве усвоения ключевых компетенций, утвержденных ФГОС. Оценка отражает степень сформированности у учащегося коммуникативных, познавательных, трудовых навыков, творческих возможностей деятельности, с учетом наличия конкретного речевого дефекта.

Чтобы оценка качества была адекватной и продуктивной, требуется соблюдать ряд требований оценивания:

  1. Обязательный учет психологических особенностей развития ребенка с речевым дефектом. Учащиеся с речевыми нарушениями, как правило, не умеют адекватно оценивать себя и свою деятельность, их самоконтроль может быть неразвитым или слабо развитым, а оценка педагога воспринимается очень остро и болезненно, либо агрессивно. Поэтому, выставление отметок в качественном оценивании учащихся с речевыми нарушениями, не особенно продуктивно.
  2. Характер и объем учебного материала, освоение содержания учебной программы должно оцениваться с учетом ранее изученного материала и уровня интеллектуального развития учащегося, а также наличия у него иных отклонений и степени их проявления.
  3. Объективное оценивание. Педагог не должен исходить из своих личных предпочтений и взглядов на развитие учащихся. Оценка должна отражать реальные достижения и реальное развитие каждого учащегося.
  4. Ориентация в развитие у учащихся умений адекватно оценивать свою деятельность и ее результаты.
  5. Рассмотрение динамики развития речевого дефекта в течении временного периода, за который оценивается качество усвоения программного материала.

Критерии оценивания качества усвоения программного материала учащимися с нарушениями речи

Вообще, не имеется конкретно установленных критериев оценки качества усвоения образовательной программы, для учащихся с разнообразными отклонениями в развитии, в том числе, и речевыми дефектами.

В оценивании используется комплексный подход, выставляются отметки.

Вариант оценивания учащихся с речевыми нарушениями может выглядеть следующим образом:

  • Выставление отметки «5». Такая отметка ставится учащемуся при освоении программы по какой-то дисциплине, если он понимает смысл содержания учебного материала, может ответить на вопрос по программе, с помощью педагога, сформулировать правильно ответ и привести какие-то примеры. Речь ребенка может быть немного искаженной. Все зависит от степени и тяжести речевого нарушения. Учащийся может допускать ошибки, но находить их сам и исправлять. В его деятельности прослеживается последовательность и логичность.
  • Выставление отметки «4». Если у учащегося присутствуют аграмматизмы в речи, он делает запинания, ошибки, но может их исправить, умеет рассуждать и строить предположения, формулирует правильные грамматические конструкции и сохраняет логику изложения материала, возможно, с небольшими недочетами, то ему выставляется оценка «4».
  • Выставление отметки «3». Такая отметка ставится тогда, когда логика изложения нарушена, речь непоследовательна, очень много ошибок и вопрос раскрывается не в полной мере, ребенок не умеет строить грамматически верные предложения, мыслит не последовательно, часто запинается и делает долгие паузы.
  • Выставление отметки «2». Такая отметка, как правило, не выставляется детям с речевыми отклонениями, но она отражает низкое качество освоения программного материала и высокий уровень речевого дефекта, коррекция которого не дала должных результатов.
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot