Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение решению простых задач в классах коррекционно-развивающего обучения

Определение 1

Коррекционно-развивающее обучение – это обучение, ориентированное на учащихся с особыми образовательными потребностями – ограниченными возможностями и отклонениями в развитии.

По программам коррекционного обучения у учащихся формируются элементарные навыки деятельности, элементарные научные знания и осуществляется их творческое развитие. Такие программы предполагают построение обучения в основе на специфические принципы, учитывающие уровень развития ребенка, наличие того или иного дефекта и его воздействие на общее развитие ребенка и способности к усвоению образовательной программы, а также проведение коррекционные процедур, направленных на устранение, сглаживание дефектов в развитии и максимально возможное усвоение учебного материала.

При этом, общие дидактические принципы обучения сохраняют свои позиции, но сочетаются со специфическими коррекционными основами обучения детей с отклонениями в развитии.

Трудности решения простых задач у учащихся коррекционной школы

В коррекционных классах обучаются дети с разным уровнем интеллектуального, психического и физического развития. Наличие отклонений обуславливает наличие трудностей восприятия учебного материала. Особенно, это касается постижения математической науки.

Решение задач вызывает у детей с отклонениями в развитии особые затруднения. Они обусловлены следующими причинами:

  1. Неспособность установления логических связей между понятиями, отношениями, лежащими в основе текстовой задачи. Иными словами, детям тяжело дается понимание смысла задачи. Если разъяснить им ее суть и то, что от них требуется, то решение задачи становится вполне реальным.
  2. Непонимание словесного текста задачи. Оно может быть вызвано фонематическим недоразвитием речи, нарушением интеллектуальных функций, мыслительных процессов. Словесное представление задачи, даже простой, зачастую, выходит за рамки речевого развития, речевых возможностей ребенка с отклонениями в развитии.
  3. Непонимание предметно-действенной ситуации, отраженной в задаче. Это вызвано ограниченностью бытовых, житейских понятий ребенка и неразвитом, неясном восприятия информации.
  4. Сложность понимания не только ситуации, описанной в тексте, но и представления того, как эта ситуация может измениться.
  5. Сложность выбора конкретного математического действия для нахождения решения. Потому, зачастую, учащиеся совершают неверные арифметические действия для решения задачи.
  6. Акцентирование внимания на отдельных аспекта задачи, на отдельных частях и признаках, без учета ее сути, без обращение внимания на основной вопрос задачи.
«Обучение решению простых задач в классах коррекционно-развивающего обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Все эти трудности требуют разработки специальных методик, направленных на развитие у учащихся коррекционных классов навыков понимания и решения простых задач.

Методические основы коррекционного обучения решению простых задач

Коррекционное обучение, как правило, носит развивающий характер т.е. оно ориентировано на развитие ребенка в разных направлениях.

Обучение детей с разного рода отклонениями в развитии решению простых задач опирается на ряд методических условий его реализации. К ним относятся:

  1. Выбор доступных задач для учащихся конкретного уровня развития. Дети, с разнородными интеллектуальными и психическими нарушениями не способны осилить решение всех математических задач. Актуально использование задач на нахождение суммы, остатка, увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, умножение и деление на равные части. Выбор задач зависит от конкретного этапа обучения;
  2. Использование слов-ориентиров при объяснении задачи;
  3. Использование наглядных пособий для объяснения сути задачи, ее условий;
  4. Постижение учащимися речевых обобщений;
  5. Развитие навыков восприятия словесной информации, которая отражает содержание задачи и ее суть. Для этого, актуально преобразование словесной информации в наглядную форму;
  6. Составление списка вопросов к конкретной задаче, необходимых для определения понимания ребенком ее сути;
  7. Развитие у учащихся навыков мысленного представления ситуации, отраженной в задаче т.е. перевод текста в мысленный образ. Задача из словесной формы приобретает наглядно-действенную структуру;
  8. Учет специфических особенностей восприятия ребенком с конкретным дефектом развития с учебной информацией;
  9. Использование задач, содержание которых опирается на жизненный опыт учащегося;
  10. Опора на сильные стороны развития ребенка. При наличии того или иного дефекта, делается акцент на иных сторонах развития ребенка, которые полноценно развиты.

Следует отметить, что особенно важным условием формирования у учащихся коррекционного класса навыков решения простых задач является перевод текста задачи в мысленный образ.

Для этого применяется ряд приемов:

  1. Моделирование ситуации, представленной в задаче. Ситуацию необходимо представить в наглядной форме – рисунок на доске, использование макетов, а также предметов, которые позволяют конкретизировать условия задачи т.е. представить связь между величинами и отвлечься от тех параметров, которые не имеют существенного значения для решения задачи.
  2. Схематичное представление задачи. Ее содержание отражается в виде схемы на доске или в учебнике, на которой отражены все условные обозначения и зависимости между переменными. Такой прием позволяет увидеть количество данных задачи и постичь математические зависимости между ними.
  3. Прием математического выражения условия задачи. Всю ситуацию необходимо представить математическими символами: числовыми данными, зависимостями, отношениями, вычислительными операциями. Это формирует навыки рассмотрение любой жизненной ситуации с точки зрения математической науки, т.е. выявление в ней математических связей и отношений.

Решение математических задач в коррекционном классе, прежде всего, ориентировано на преодоление недостатков развития познавательной сферы учащихся.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot