Коррекционно-развивающее обучение – это обучение, ориентированное на учащихся с особыми образовательными потребностями – ограниченными возможностями и отклонениями в развитии.
По программам коррекционного обучения у учащихся формируются элементарные навыки деятельности, элементарные научные знания и осуществляется их творческое развитие. Такие программы предполагают построение обучения в основе на специфические принципы, учитывающие уровень развития ребенка, наличие того или иного дефекта и его воздействие на общее развитие ребенка и способности к усвоению образовательной программы, а также проведение коррекционные процедур, направленных на устранение, сглаживание дефектов в развитии и максимально возможное усвоение учебного материала.
При этом, общие дидактические принципы обучения сохраняют свои позиции, но сочетаются со специфическими коррекционными основами обучения детей с отклонениями в развитии.
Трудности решения простых задач у учащихся коррекционной школы
В коррекционных классах обучаются дети с разным уровнем интеллектуального, психического и физического развития. Наличие отклонений обуславливает наличие трудностей восприятия учебного материала. Особенно, это касается постижения математической науки.
Решение задач вызывает у детей с отклонениями в развитии особые затруднения. Они обусловлены следующими причинами:
- Неспособность установления логических связей между понятиями, отношениями, лежащими в основе текстовой задачи. Иными словами, детям тяжело дается понимание смысла задачи. Если разъяснить им ее суть и то, что от них требуется, то решение задачи становится вполне реальным.
- Непонимание словесного текста задачи. Оно может быть вызвано фонематическим недоразвитием речи, нарушением интеллектуальных функций, мыслительных процессов. Словесное представление задачи, даже простой, зачастую, выходит за рамки речевого развития, речевых возможностей ребенка с отклонениями в развитии.
- Непонимание предметно-действенной ситуации, отраженной в задаче. Это вызвано ограниченностью бытовых, житейских понятий ребенка и неразвитом, неясном восприятия информации.
- Сложность понимания не только ситуации, описанной в тексте, но и представления того, как эта ситуация может измениться.
- Сложность выбора конкретного математического действия для нахождения решения. Потому, зачастую, учащиеся совершают неверные арифметические действия для решения задачи.
- Акцентирование внимания на отдельных аспекта задачи, на отдельных частях и признаках, без учета ее сути, без обращение внимания на основной вопрос задачи.
Все эти трудности требуют разработки специальных методик, направленных на развитие у учащихся коррекционных классов навыков понимания и решения простых задач.
Методические основы коррекционного обучения решению простых задач
Коррекционное обучение, как правило, носит развивающий характер т.е. оно ориентировано на развитие ребенка в разных направлениях.
Обучение детей с разного рода отклонениями в развитии решению простых задач опирается на ряд методических условий его реализации. К ним относятся:
- Выбор доступных задач для учащихся конкретного уровня развития. Дети, с разнородными интеллектуальными и психическими нарушениями не способны осилить решение всех математических задач. Актуально использование задач на нахождение суммы, остатка, увеличение или уменьшение числа на несколько единиц, умножение и деление на равные части. Выбор задач зависит от конкретного этапа обучения;
- Использование слов-ориентиров при объяснении задачи;
- Использование наглядных пособий для объяснения сути задачи, ее условий;
- Постижение учащимися речевых обобщений;
- Развитие навыков восприятия словесной информации, которая отражает содержание задачи и ее суть. Для этого, актуально преобразование словесной информации в наглядную форму;
- Составление списка вопросов к конкретной задаче, необходимых для определения понимания ребенком ее сути;
- Развитие у учащихся навыков мысленного представления ситуации, отраженной в задаче т.е. перевод текста в мысленный образ. Задача из словесной формы приобретает наглядно-действенную структуру;
- Учет специфических особенностей восприятия ребенком с конкретным дефектом развития с учебной информацией;
- Использование задач, содержание которых опирается на жизненный опыт учащегося;
- Опора на сильные стороны развития ребенка. При наличии того или иного дефекта, делается акцент на иных сторонах развития ребенка, которые полноценно развиты.
Следует отметить, что особенно важным условием формирования у учащихся коррекционного класса навыков решения простых задач является перевод текста задачи в мысленный образ.
Для этого применяется ряд приемов:
- Моделирование ситуации, представленной в задаче. Ситуацию необходимо представить в наглядной форме – рисунок на доске, использование макетов, а также предметов, которые позволяют конкретизировать условия задачи т.е. представить связь между величинами и отвлечься от тех параметров, которые не имеют существенного значения для решения задачи.
- Схематичное представление задачи. Ее содержание отражается в виде схемы на доске или в учебнике, на которой отражены все условные обозначения и зависимости между переменными. Такой прием позволяет увидеть количество данных задачи и постичь математические зависимости между ними.
- Прием математического выражения условия задачи. Всю ситуацию необходимо представить математическими символами: числовыми данными, зависимостями, отношениями, вычислительными операциями. Это формирует навыки рассмотрение любой жизненной ситуации с точки зрения математической науки, т.е. выявление в ней математических связей и отношений.
Решение математических задач в коррекционном классе, прежде всего, ориентировано на преодоление недостатков развития познавательной сферы учащихся.