Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение основам правовых знаний в начальной школе

Особенности правового обучения в начальной школе

Определение 1

Правовое образование – это целенаправленная деятельность по усвоению системы юридических норм и основ юридической культуры, развитию нормативного поведения и активной нормативной деятельности.

Правовое образование – это необходимый элемент процесса обучения и содержания образовательной программы.

Правовые основы жизнедеятельности необходимы ребенку для построения им системы социального взаимодействия, участия в общественной жизнедеятельности, формирование гражданской ответственности. Правовое образование способствует воспитанию патриотических качеств личности.

На начальном этапе школьного обучения формирование правовых знаний имеет свои особенности развития. Правовое образование имеет практическую ориентацию, помогающую школьника в приспособлении к новому этапу своей жизнедеятельности и новым социальным условиям.

Знание основ права помогает учащимся в решении вопросов своего поведения и реализации социальных действий: дети знают, как можно поступать в тех или иных ситуациях, что делать категорически нельзя, как реализовать свои потребности и достичь желаемого в условиях соблюдения правовых рамок.

Правовая культура личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Правовая культура личности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К специфическим особенностям формирования правовых знаний в начальной школе относятся следующие:

  1. Передача знаний о правах и свободах граждан ориентирована на предоставление ребенку возможности защитить себя в конкретных жизненных ситуациях и социальной среде в целом;
  2. Правовое образование помогает в формировании привычки морального оценивания своей деятельности и деятельности других людей. Моральное оценивание предполагает рассмотрение действий с точки зрения несения ими доброжелательности и проявления уважительного отношения;
  3. Правовые знания помогают учащимся в преодолении конфликтных ситуаций, их профилактики и мирного разрешения;
  4. Правовое образование помогает в развитие таких свойств личности младшего школьника, как самостоятельность, самоконтроль;
  5. Правовая культура способствует развитию коммуникативных навыков учащихся;
  6. Передача знаний не только о правах и свободах, но и о соответствующих им обязанностях, долге перед обществом.
«Обучение основам правовых знаний в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Правила обучения правовым знаниям учащихся начальной школы

Правовые знания передаются младшим школьникам посредством применения разнообразных приемов и методик. Наиболее актуальными являются методы убеждения, беседы, личного примера, наглядной демонстрации и практической ориентации. Практические методы предполагают выполнение упражнений устного и письменного характера, содержание, структура и характер которых определяется с учетом конкретного правового материала, изучаемого юридического вопроса.

Существует несколько основных правил, по которым организуется процесс обучения правовым основам деятельности:

  1. Любое учебное задание должно иметь конкретную цель и правила его выполнения, которые должны быть полноценно донесены до сознания младших школьников.
  2. В обучении должны использоваться разнообразные методы, приемы и упражнения. Это позволяет в максимальной степени достичь задач правовое образования.
  3. Занятия по правовой культуре должны носить регулярный характер т.е. быть систематичными.
  4. Постепенное усложнение учебного материала и упражнений. На первых занятиях педагог может просто провести беседу, рассказывая о правовой культуре, правовых документах и т.д. Постепенно к занятиям добавляются упражнения, количество и сложность которых постепенно увеличивается.
  5. Учебные занятия по формированию правовых знаний должны быть организованы так, чтобы развивать мотивацию и заинтересованность учащихся в познании, стремление осваивать азы правовой культуры.

Игровые методы формирования правовых знаний

Чтобы сделать процесс правового обучения наиболее эффективным, требуется сделать его интересным, занимательным, свободным и простым. В начальной школе, в этом случае, актуально применение игровых методов.

Замечание 1

Игровые методы способствует развитию познавательной активности младших школьников, облегчая усвоение ими непростого для их возраста, учебного материала юридической направленности.

В обучении правовым знаниям применяются следующие игровые методы:

  1. Ситуационно-ролевые игры. Они инсценируют реальную жизненную ситуацию, по окончанию которой проводится анализ и оценка поведения и поступков ее участников. К примеру, создается ситуация развития конфликта или ситуация проявления асоциального поведения –воровство, порча имущества и т.д.;
  2. Деловые игры. Они предполагают создание образа реальной деятельности, как бы имитируют ее. Эта деятельность осваивается участниками игры, у каждого из которых имеется своя роль, исполнение которой несет решение конкретной задачи правового обучения;
  3. Организационно-деятельностные игры. Такие игры ориентированы на создание образовательной среды т.е. пространства, которое выходит за рамки навыков и представлений учащихся;
  4. Дидактические игры. Эти игры строятся по определенным правилам и имеют конкретную функциональную роль, связанную с развитием познавательных процессов ребенка, развитием активного обучения. Игры проводятся по строгим правилам и имеют определенные принципы организации. Примером дидактической игры является «конкурс-аукцион». Эта игра направлена на соревнование между учащимися в знаниях какой-то правовой темы;
  5. Имитационные игры. Такие игры предполагают моделирование социальных процессов и социальных ситуаций, а также механизмов их протекания.

Игровая деятельность на правовых занятиях помогает снять переутомление ребенка, избежать эмоциональной и учебной перегрузки, активизировать интерес к исследуемому правовому вопросу, воспитать нравственные принципы социального поведения. знания, полученные в ходе игрового действия усваиваются гораздо лучше и закрепляются в памяти надолго.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot