Система высшего педагогического образования в США прошла сложный и достаточно долгий путь исторического развития. Характер и содержание образования всегда диктуется требованиями общества, прогрессом, развитием экономики. Основываясь на этом можно выделить четыре основных этапа развития высшего педагогического образования в Америке.
Колониальный период
Первый этап приходится на период $XVII$ – начала $XVIII$ веков. Это начало колонизации Северной Америки англичанами. Среди колонистов было много людей, которые получили образование в Англии в колледже Кембриджа. Это спровоцировало открытие первой школы в $1636$ году в поселении Ньютаун. Основной целью этой школы была подготовка священнослужителей. После смерти авторитетного священнослужителя колонии Джона Гарварда в $1639$ году школе присвоили его имя, и данное учреждение стало колледжем, а поселение переименовали в Кембридж в честь города в Англии.
В колониальный период в колледже Гарварда преподавался классический академический курс, который был построен по модели, принятой в английских средневековых университетах. Много времени отводилось изучению древних языков и библии, богословию и философии. Обучение и управление в колледже реализовывалось священнослужителями, осуществлявшими подготовку будущих священников.
Другими знаменитыми высшими учебными заведениями, появившимися в колониальный период, являются колледж Уильяма и Мэри в Виргинии и Йельский колледж в Коннектикуте. Их основной особенностью было осуществление профессиональной педагогической подготовки будущих учителей, что было вызвано распространением общественных школ. В организации учебного процесса эти образовательные заведения копировали английскую систему обучения, но высокого уровня европейских учебных заведений не достигали. Содержание образования включало в себя изучение языков древности, занятия по логике, истории, риторике, элементарной математике. После окончания этих колледжей выпускники могли работать в государственных школах или преподавать в высших учебных заведениях, которые закончили.
Можно отметить, что в этот период происходит зарождение в США высшего педагогического образования, которое предлагает будущим педагогам изучение общих предметов, необходимых для преподавания в первых школах.
Период борьбы за независимость
Второй этап формирования высшего педагогического образования охватывает середину$ XVIII$ – начало$ XIX$ веков. После окончания войны за независимость и приобретения самостоятельности штатами начала формироваться национальная система американского образования с ее специфическими особенностями.
В этот период появляется двухступенчатая система школьного образования, которая состоит из элементарной школы со сроком обучения три года и грамматической школы, где обучение длится четыре года. Данная система требовала большого количества специалистов, имеющих высшее образование, и началось стремительное развитие высших учебных заведений. Вместе с колледжами различных направлений развивались и учебные заведения для подготовки школьных учителей школ. Первоначально они назывались «нормальные школы», а затем получили название учительских колледжей. Примерами таких учебных заведений являются колледж Нью-Джерси, переименованный в Принстонский университет, Королевский колледж, в настоящее время носящий название Университет Рутгерс.
Все эти учебные заведения придерживались двух основных принципов:
- суверенитет учебного заведения;
- свобода в выборе предметов и курсов для студентов.
Еще одной особенностью высшего педагогического образования этого периода времени являлась предметная подготовка, что давало возможность получать специализацию по определенным предметам будущим учителям. После окончания учебного заведения могли преподавать исключительно тот учебный предмет, в рамках которого проходили детализированную подготовку. В это время изменился сам характер образования в колледжах.
Основным методом преподавания было запоминание материала его воспроизведение. Задача преподавателя состояла в проверке выученного текста, заранее предлагаемого студентам. Данный подход к преподаванию долгое время оставался неизменным. Обучение в колледже длилось три года и считалось достаточным для овладения искусством преподавания.
В $1814$ году в университете Виргинии впервые появилась оценочная система в баллах. Определенное учебным заведением количество баллов по совокупности предметов позволяло студентам получить диплом о высшем образовании.
Период развития промышленности
Третий период в развитии педагогического образования - это от начала $XIX$ века до начала $XX$ века. Для данного периода характерно бурное развитие промышленности, что сопровождалось значительными изменениями в системе образования.
В этот период ряд государственных колледжей обрели статус университетов, например, Мичиганский, Калифорнийский. Под непосредственным руководством педагога Николаса Батлера был открыт Нью-Йоркский колледж по подготовке учителей. Батлер пытался организовать обучение педагогике именно как науке. Он предложил ввести педагогику в академические университетские дисциплины.
Одним из основных достижений педагогических заведений высшего образования данного периода является право присуждения выпускникам академических степеней, в частности, степень бакалавра. Получив степень бакалавра, выпускники ВУЗа могли преподавать конкретную дисциплину в школах. Также университеты присуждали степень магистра тем, кто представлял тезисы по различным проблемам и публично свои выводы защищал. Самой престижной была степень доктора философии, которая являлась обязательным условием для преподавания в вузе. Данная степень в современное время является важной и характерной чертой американского высшего образования.
Современный этап развития высшего образования в США
Четвертый этап развития педагогического образования – это период с середины $XX$ века до начала века сегодняшнего. В этот период во многих американских университетах открывались аспирантуры по разным педагогическим направлениям: управление образованием, образовательная психология, образовательная социология, теория и практика учебного плана и другие.
Активная разработка психолого-педагогических дисциплин спровоцировала развитие докторантуры в сфере образования и формирование двух специализированных видов подготовки. Одна из программ ориентировалась на общегуманитарные стороны педагогики и после ее изучения присуждалась степень доктора философии в образовании, а вторая концентрировалась на проблемах прикладного характера, включала научное экспериментирование и после изучения курса выдавалась степень доктора образования.
В это время усиливается критика системы подготовки педагогов. Это касалось того, что, по мнению общественности, преподавательская и исследовательская деятельность педагогов должны дополнять друг друга, а в реальности вес научной работы увеличивался, отодвигая на второй план преподавательскую деятельность. Американский совет по образованию предлагал уделять больше внимания методической и психолого-педагогической подготовке педагогов. Предлагалось организовывать лекции и семинары, на которых опытные преподаватели могли делиться секретами педагогического мастерства с выпускниками. Имело место мнение о необходимости индивидуальной помощи начинающим педагогам посредством создания института наставников. На основании этой идеи была введена обязательная практика под руководством преподавателей со стажем практической работы.
Сегодня в США высшая школа, дающая педагогическое образование, включает в себя множество учебных заведений, отличающихся по качеству подготовки специалистов в области образования.