Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Возникновение и развитие педагогики

Педагогика Древнего мира

Педагогика как наука о воспитании, основы которой заложены в передаче опыта и активного его усвоения подрастающим поколением, зародилась в давние времена. Связано это с поэтапным историческим развитием человеческого общества.

Еще в первобытном обществе с разделением труда возникла специально организованная деятельность по приобщению детей к тем занятиям, которые поддерживали жизнь взрослых людей: охота, собирательство, земледелие, приготовление пищи. Старшие не только прививали младшим трудовые навыки, но и рассказывали о традициях и обрядах, действующих в конкретном роде и племени, обучали нормам поведения, знакомили со сложившимися преданиями и верованиями. К этому же времени можно отнести и появление роли педагога, осуществлявшего данную деятельность, но воспринимавшегося в тот период, прежде всего, как наставник.

Педагогика в Древнем мире непременно была связана с развитием письменности и чтения, с правилами которых знакомили в первых центрах обучения при храмах и царских дворцах.

Первые шаги на пути к становлению системы образования были сделаны в странах Древнего Востока. Именно там возникают прототипы современных школ, отличавшиеся однако по характеру реализуемой деятельности. Так, существовали жреческие школы, готовившие служителей культа, дворцовые школы для подготовки писцов-чиновников, а также школы военного дела. Круг преподаваемых дисциплин был довольно широк. Например, в Вавилонских школах помимо письма, счета и чтения, изучали право, астрологию, медицину и цикл религиозных дисциплин. Обучение длилось около десяти лет, и было весьма дорогим, что делало его недоступным для детей ремесленников и землевладельцев. Занятия продолжались с утра до позднего вечера и нередко применялись телесные наказания.

В период расцвета Древней Греции и Древнего Рима, именуемого эпохой античности (III тыс. до н.э. - V века н.э.) происходило дальнейшее развитие школ и воспитательного процесса. Тогда и входит в употребление сам термин «педагог» греческого происхождения, обозначавший рабов, сопровождающих детей своих хозяев в школу и прислуживающих им на занятиях.

«Возникновение и развитие педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Возникновение и развитие педагогики

Первым профессиональным педагогом принято считать римлянина Марка Фибия Квинтилиана, отмечавшего, достичь гармонии человеку можно за счет правильно организованного обучения с упором на общегуманитарное развитие детей. Квинтилиан впервые высказал идею о требованиях, предъявляемых к личности учителя, среди которых совершенствование своих знаний, любовь к детям и уважение их личности. Своими педагогическими высказываниями в форме философских идей стали также известны великие мыслители Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон.

Система греческого воспитания строилась на существовании образа идеального человека, развитого умственно, физически и нравственно. Педагоги стремились максимально расширить кругозор подрастающего поколения, большое внимание уделяли развитию чувства прекрасного. В связи с этим каждый ребенок стремился быть самым лучшим и достичь славы в жизни.

Иной порядок воспитания и обучения господствовал в Спарте, где духовное невежество и безграмотность мало учитывались, а преимущество отдавали развитию физических качеств и военной подготовке.

В римских школах предпочтение отдавали изучению грамматики и системы права. Для лиц аристократического происхождения действовали риторские школы, в основе которых лежало овладение ораторским искусством.

Педагогика в эпоху Средневековья и Нового времени

В эпоху Средних веков (V–ХVII вв.) в сфере образования господствовала церковь и ее деятели, в руках которых сосредоточились ценнейшие письменные источники на латинском языке. Школы действовали при храмах и соборах и в большинстве своем отражали религиозную идеологию и мировоззрение.

В Западной Европе параллельно церковным школам сложилась особая рыцарская система воспитания для светских феодалов, в основе которой лежали «семь рыцарских добродетелей» (верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, охота, игра в шахматы, стихосложение или игра на музыкальных инструментах).

Постепенно с развитием городов и появлением мануфактур возникла потребность в повышении уровня образования. В этот период возникают самостоятельные образовательные центры – университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Краковский), в стенах которых действовали богословский, юридический, артистический факультеты.

Западноевропейская педагогическая мысль была представлена именами ученых, писателей и философов, в числе которых Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский, а Востоке развивались идеи ученых–энциклопедистов: Аль-Фараби, Ибн-Сины, Омара Хайяма и других.

На Руси система образования начинает развиваться с появлением письменности и алфавита Кирилла и Мефодия (IХ в.). Народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народ¬ная педагогика, включавшая педагогические представле¬ния, наиболее полно проявлявшиеся в обы¬чаях, традициях, фольклоре.

После принятия христианства повсеместно открывались церковные и приходские школы, в которых обучение письму, чтению и счету тесно переплеталось с верой. Педагогическими памятниками письменности того времени считаются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».

В начале XVII в. педагогика выделяется как отдельная отрасль научного знания. Этому способствовал трактат Ф. Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», в котором он попытался классифицировать все науки.

Важный вклад в развитие зарубежной педагогики внесли многие деятели того времени. Среди них Коменский Я. А., сформулировавший целый блок дидактических принципов и выдвинувший идею классно-урочной системы обучения, Локк Дж., делавший акцент на психологических основах обучения, Руссо Ж.-Ж., заложивший основы «свободного воспитания», Песталоцци И., обосновавший теорию элементарного обучения всестороннего развития детей, Гербарт И., открывший понятие «воспитывающее обучение» и другие.

Видными представителями отечественной педагогической мысли по праву считают Ломоносова М. В., развивавшего идею об общеобразовательном и бессословном характере средней школы, Бецкого И. И., выступившего инициатором создания Смольного института благородных девиц, Радищева А. Н., высказавшего свое представление об идеале человека и его воспитании в духе демократических и антикрепостнических идей, Чернышевского Н. Г. и Добролюбова Н. А., занимавшихся проблемой женского воспитания и образования. Основоположником всей отечественной системы педагогики заслуженно признают Ушинского К. Д., являвшегося автором первого капитального труда по педагогической антропологии – «Человек как предмет воспитания». В то же время большое значение имеют педагогические труды Толстого Л. Н., реализовавшего в своей школе идею свободного воспитания, Лесгафта П. Ф., отводившего первостепенную роль семейному воспитанию, Пирогова Н. И., выступавшего с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловече¬ского воспитания.

Развитие педагогики в ХХ веке

Основные изменения в школьном деле произошли после окончания Первой мировой войны (1918–1922гг.) и проявились в усилении централизации управления школами и продлении сроков обучения в начальной школе в большинстве стран. Первоочередной задачей педагогической науки в демократических странах стала разработка модели нового человека, содержания, организации и методов его формирования. В это время развивается теория Д. Дьюи о значении самостоятельно детского опыта под руководством учителя, система индивидуального обучения «Виннетка – план», система индивидуализированного обучения «Дальтон – план», предусматривавший совместное планирование учебной нагрузки учениками и учителями.

В 1919 году в Германии открылась школа для детей работников фабрики «Вальдорф-Астория», ставшая известной как Вальдорфская школа, инициатором и теоретиком которой стал Рудольф Штейнер. Основу его педагогической концепции составили идеи свободного воспитания и развитие личности ребенка через искусство.

В России после Октябрьской революции 1917 года и образования СССР система воспитания и обучения подверглась глубоким изменениям. Педагогика развивалась с учетом коммунистической идеологии, а важнейшей ее задачей стало воспитание физически здорового человека. Образование было бесплатным и доступным, вводилось совместное обучение лиц обоего пола. Школа провозглашалась светским учреждением. Основной формой организации учебной работы был признан урок со строгим расписанием занятий. В конце года вводились обязательные проверочные испытания для всех учащихся по каждому предмету. Значимыми деятелями педагогической науки данного периода считаются Макаренко А. С. (идея коллективного трудового воспитания), Сухомлинский В. А. (идея гуманизации школьного образования), Блонский П. П. (идея трудовой народной школы), Каптерев П. Ф. (учение о педагогическом процессе), Шацкий С. Т. (эксперимент по созданию детского сообщества в процессе совместного производительного труда), Вахтерев В. П. (концепция «эволюционной педагогики»).

После Второй Мировой войны (1939-1945 гг.) для стран в целом было характерно прежде всего стремление к созданию единых систем образования и повышение общего интеллектуального уровня обучения. Права человека и права ребенка, признанные международными конвенциями, во всем мире дали толчок развитию таких подходов к образованию и воспитанию, которые ориентированы на учет потребностей и возможностей духовного и физического развития личности. Появляются и активно развиваются концепции развивающего, проблемного и программированного обучения (Давыдов В. В., Эльконин Д. Б., Лернер И. Я., Гальперин П. Я.).

Ряд социально-экономических явлений обусловил возникновение в сфере образования таких направлений, как экологическое воспитание и борьба с детской преступностью и наркоманией. Также стала очевидна необходимость и неизбежность внедрения в образование компьютерных средств. К концу ХХ века во всём мире были признаны принципы демократизации, гуманизации и гуманитаризации образования, его вариативность и альтернативность, национальный характер.

Сегодня педагогика не стоит на месте, а продолжает развиваться с появлением новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов организации учебно-воспитательного процесса, а также решений всевозможных педагогических ситуаций.

Дата последнего обновления статьи: 24.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot