Понятие воспитания
Воспитание – ведущее понятие в педагогике. Воспитание в широком смысле - это воздействие общества на отдельную личность, передача накопленного опыта. Воспитание в узком смысле – это организованная деятельность воспитателей-педагогов и воспитанников для реализации целей обучения, воспитания в рамках педагогического процесса, формирование у человека положительных личностных качеств, взглядов, убеждений.
Воспитание представляет собой сложный социально-исторический процесс включения подрастающего поколения в общественную жизнь.
Классификация воспитания
Воспитание классифицируется на следующие виды:
- интеллектуальное,
- трудовое,
- физическое,
- нравственное.
Физическое воспитание направлено на физическое развитие личности, тренировку навыков движения, повышение работоспособности, а также воспитание силы воли и характера.
Воспитание умственное направлено на развитие интеллектуальных способностей личности, формирование интереса к познанию себя и окружающего мира, формирование культуры обучения.
Основой нравственного воспитания являются этические требования социума и формирование морально-нравственных норм у личности, ценностей и нравственного поведения.
Трудовое воспитание предполагает социально-трудовую адаптацию индивида к жизни в современном обществе, развитие добросовестности, трудолюбия и ответственности, формирование положительного отношения к трудовой и профессиональной деятельности, создание благоприятных условий для профессионального самоопределения человека.
В зависимости от направления воспитательной работы выделяют следующие виды воспитания:
- гражданское,
- политическое,
- эстетическое,
- этическое,
- поликультурное,
- правовое,
- экологическое,
- экономическое.
По институтам воспитания его делят на:
- семейное,
- школьное
- внешкольное,
- конфессионально,
- воспитание по месту жительства,
- воспитание в детско-юношеских организациях,
- воспитание в специальных образовательных учреждениях.
По стилю отношений воспитание бывает:
- авторитарное,
- либеральное,
- свободное воспитание,
- демократическое.
Воспитание может придерживаться определенной философской концепции и на этом фоне выделяют:
- гуманистическое,
- прагматическое,
- коллективистское,
- аксиологическое,
- индивидуалистическое.
Цель гуманистического воспитания – гармоничное развитие личности, предполагающее гуманные отношения между участниками педагогического процесса.
Факторы, влияющие на воспитание
Воспитание – процесс многофакторный. На процесс воспитания влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся:
- генетическая наследственность;
- социо-культурная принадлежность семьи;
- биографичекие обстоятельства;
- профессиональный, жизненный статус;
- национальные особенности и историческая специфика.
Субъективными факторами могут являться:
- психические особенности человека;
- мировоззрение и система ценностей;
- система взаимоотношений с окружающими;
- воздействия со стороны отдельных людей, групп, организаций, общества.
Задачи воспитания
Перед воспитание стоит ряд задач, в частности:
- философско-мировоззренческая подготовка личности;
- определение и развитие природных задатков и творческого потенциала личности;
- формирование культуры и опыта отношений и общественного поведения;
- воспитание гражданственности;
- интеллектуальное воспитание и формирование опыта познавательной деятельности;
- воспитание потребности в непрерывном образовании, самообразовании;
- экологическое образование, воспитание;
- развитие культуры чувств и межличностного общения;
- эстетическое воспитание и приобщение человека к общечеловеческим ценностям и традициям;
- физическое воспитание через развитие потребности в ведении здорового образа жизни;
- формирование положительного отношения к труду и подготовка к трудовой деятельности.
Концепция воспитания современной полноценной личности заключается в следующем:
- приспособляемость к быстро изменяющимся условиям жизнедеятельности, сохраняя при этом свою мировоззренческую позицию, умение ориентироваться в окружающей среде;
- высокая социальная активность индивида, целеустремленность, стремление к поиску нового, способность находить лучшие решения в нестандартных ситуациях.
- потребность в достижении успеха, способность к принятию решений самостоятельно, стремление постоянному саморазвитию и самовоспитанию;
- законопослушность и способность к объективной самооценке;
- наличие индивидуалистических установок в разумной степени, ориентация на свои интересы и потребности;
- национальное сознание, патриотизм, широта взглядов, толерантность.