Общие сведения о педагогике
Педагогика – это наука о правилах воспитания и обучения человека, она исследует закономерности успешного отображения социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать на особо легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути осуществления законов воспитания и методик обучения.
Педагогическая отрасль знаний представляется самой древней и неразделима с обществом. Педагогические знания принадлежат к той особой сфере человеческой деятельности, которая объединено с воспитанием, подготовкой подрастающего поколения к жизни.
Термин «педагогика», как правило, связан с образованием, формированием человека. Обучение как способ подготовки будущих поколений к жизни появилось вместе с человеческим обществом.
Скапливая производственный опыт, который связан с изобретением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыта совместной работы, общество стремилось передать его последующим поколениям.
Общественное развитие стало осуществимо лишь потому, что каждое входящее в жизнь новое поколение людей осваивало производство, социальный и духовный опыт предков и, улучшая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Таким образом, передача накопленного опыта последующим поколениям людей стала одной из важных условий существования и усовершенствования человечества и одной из его важнейших функций. Именно поэтому обучение неотделимо от развития человеческого общества, которое свойственно ему с самого начала его возникновения.
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных педагогических дисциплин:
- Общая педагогика
- Возрастная педагогика
- Специальная педагогика
- Частная методика
Педагогика в Древней Греции
В трудах древнегреческих философов Гераклите, Демократа, Сократа и других храниться немало мудрых высказываний по вопросам образования. Из древней Греции берет свое начало слова «педагогика», это слово вошло в обиход в качестве названия науки о воспитании.
Следует отметить, что из Древней Греции происходят многие педагогические понятия, например школа, гимназия.
Основоположником педагогики Древней Греции считается Сократ. Он обучал своих воспитанников вести диалог, дискуссию, размышлять. Сократ использовал методику стремления к истине в обучении. Основное в преподавании Сократа - это обучение с помощью вопросов и ответов. Здесь Сократ обучал своих учеников мыслить логически.
Последователь Сократа, философ Платон организовал свою Школу, в которой читал лекции. Эта школа была названа платоновской академией. Слово «академия» произошло от имени мифологического героя Академа. Именно в его честь была названа местность вблизи Афин, где Платон организовал свою школу. В преподавательской теории Платона высказывалась идея: восхищение и изучение - это одно целое, поэтому обучение должно приносить удовлетворение, да и само слово «школа» переводится с латыни как «досуг», а досуг это всегда что то приятное. Отсюда Платон считал, что познавательный процесс нужно делать приятным и полезным во всем.
Педагогические замыслы Платона осуществил и развил его воспитанник Аристотель. Он открыл свою школу, ликей («лицей»), так называемую перипатетическую школу от слова «перипатео»- прохаживаюсь. Аристотель любил, читая лекции, прогуливаться в ликее с учениками.
В школе Аристотеля, прежде всего, внимание уделяли общей культуре человека. Он вложил много в педагогику: установил возрастную периодизацию, считал, что воспитание – это одно из условий укрепления государства, все люди должны получать одинаковое образование. Аристотель сформировал принцип образования - принцип природосообразности, природолюбия.
Большую значимость Аристотель придавал нравственному воспитанию. Он думал, что «из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков». В общем, он рассматривал воспитание как единение физического, нравственного и умственного.
Педагогика в средние века и в период Возрождения
В Средние века трудностями образования занимались философы–богословы, педагогические замыслы которых имели церковную окраску. Во времена феодализма весомое значение играло сословие светских феодалов-дворян, а в религиозной жизни общественности ведущее положение занимала церковь. Тем не менее, образование детей отдельных сословий отличалось по содержанию и направлению. Дети светских феодалов получали рыцарское образование. Его программа включала в себя изучение «семи рыцарских добродетелей»:
- способность ездить верхом;
- плавать;
- метать копье;
- фехтовать;
- охотиться;
- играть в шашки;
- сочинять стихи.
Отсюда видно, что обучение грамматики в эту систему не входило. В средние века неграмотны были даже короли. Позднее, жизнь потребовала приобретать феодалам определенную общеобразовательную подготовку.
Во времена средневековья идея о всестороннем развитии человека была забыта. На первый план стали выступать религиозное воздержание, уничтожение плоти и духовное подчинение.
В эпоху Возрождения идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала вновь создаваться. Но она толковалась только как избавление человека от идеологических и политических уз феодализма.
Последующее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения, когда начался распад феодализма и начался рост буржуазного общества.
Выдающиеся деятели этой эпохи: Витторино да Фельтре, Хуан Вивес, Франсуа Рабле, Мишель Монтень и другие высказывали множество прогрессивных педагогических идей. Все эти люди выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение человека от оков феодального угнетения.