Что такое личность?
Личность - это определенный человек, представляющий конкретное общество, социальную группу, занимающийся конкретным видом деятельности, понимающий свою причастность к окружающему миру и наделённый индивидуально-психологическими данными.
Личность как объект исторического процесса подвергается влиянию различных экономических, политических, правовых, моральных и других факторов. В её особенностях довольно широко раскрывается общественная сущность человека. В это же время у личности присутствуют признаки индивидуальности, зависящие от биологических, врождённых особенностей нервной системы и психики. К последним качествам принадлежат типологические свойства высшей нервной деятельности и вызванные ими особенности психических процессов и состояний. Для того, чтобы познать человека, надо разобраться в том, чего он добился как член общества. Но самое главное нужно понять, к чему и во имя чего он стремится, чего, по его словам, он ещё не успел добиться и как планирует достигнуть назначенной цели.
индивида">
Рисунок 1. Психологическая структура индивида
Психологическая структура индивида появляется под влиянием нижеуказанных четырёх сторон:
- общественно определенных особенностей личности;
- отдельно полученного опыта (знаний, навыков, умений, привычек, степени индивидуальной психологической культуры);
- отличительных особенностей отдельных психологических процессов;
- биологически обусловленных характеристик личности (темперамента, инстинктов, свойств).
Выражение «социально обусловленные свойства личности» нельзя постичь, не изучив сущность термина «направленность». Направленность – непростая особенность личности, которая содержит систему побуждений, устанавливающий активность человека, избирательность его отношений.
Совершая действия и поступки, люди основываются на различных побуждениях. В ходе своей активности они ставят перед собой различные цели и планы на будущее, избирательно относятся к окружающим их общественным ценностям (образованию, общественной деятельности, требованиям дисциплины, коллективным обязанностям и т. д.). Сознательность и чувство долга, потребности и убеждения, установки и привычки, цели и перспективы - все это различные элементы направленности.
Направленность определяют качества и формы.
Как правило, качествами направленности личности можно считать: степень ее духовной и умственной зрелости, широта, интенсивность, моральная выносливость и действенность. Под уровнем зрелости направленности обознается общественная значимость основного влечения личности, его морально-политический образ, степень его идейности.
Модель направленности личности включает:
- влечение, т.е. неопределенное стремление, сконцентрированное на каком-либо предмете или действии;
- желание - направленность, при которой личность понимает то, чего достигает;
- интерес - сознательная форма направленности на объект, обусловленный стремлением к его осознанию;
- мировоззрение - система убеждений, взглядов и представлений о мире.
Развитие личности
Становление и развитие личности - многообразный и продолжительный процесс, в котором внутренние силы и внешние воздействия, действуя согласованно, изменяют свою роль в зависимости от этапов формирования. Таким образом, на первой стадии, содержащей в себе, как правило, дошкольный возраст, формирование личности предопределяется ситуацией, ближайшим окружением. Подражание и внешнее воздействие пользуются определяющим значением в становлении свойств личности ребенка. По мере накопления знаний и опыта начинается определяться характер поведения ребенка. Итак, понятие о хорошем и плохом в поведении начинает управлять собственными поступками уже у старшего дошкольника. С расширением и накапливанием знаний во время образования и воспитания внутреннее начинает преобладать над внешним в регулировании поведения. Подросток следует определенным принципам и исходит из выбранных им перспектив жизни. У старшего школьника заканчивается процесс изменения знаний в убеждения, четко просматривается идеал, поступки становится принципиальным.
Внутренняя обусловленность действий не снимает значения и влияния внешней среды. Речь идет лишь о такой взрослой личности, когда она решает вопросы с определенных сложившихся позиций, принципов, когда внешнее преломляется через внутреннее и затем рассматривается и признается или отвергается, когда совесть делается регулятором нравственного поведения.
Становление личности
Личность формируется в конкретно-исторической среде, в процессе воспитания и обучения. Ведущими движущими силами формирования личности являются биогенетические и социогенетические факторы. Последователи биологического направления заявляют, что становление личности устанавливается наследственностью, т. е. в человеке от природы заложено предрасположенность к определенному виду занятий и к конкретному комплексу мотиваций, а также предопределенны стадии психического становления и очередность их возникновения. Социогенетическая система исследует формирование личности как результат прямых влияний на нее окружающей общественной среды.
Стадии развития и формирования личности
- Первая стадия (1й год жизни): возникает склонность к взаимодействию с людьми, или к отстранению от общения с ними.
- Вторая стадия (2-3 года): независимость, самоуверенность.
- Третья, четвертая (3-6 лет и 7-13): любознательность, усидчивость, склонность к познанию окружающего мира, усовершенствование как коммуникативных, так и познавательных навыков.
- Пятая стадия (13-20 лет): половое и жизненное самоопределение.
- Шестая (20-50 лет): удовлетворение реальностью, обучение будущего поколения.
- Седьмая (50-60 лет): полноценная, созидательная жизнедеятельность, гордость за собственных детей.
- Восьмая (более 60 лет): способность воспринимать мысли о смерти, изучение собственных успехов, стадия восприятия своих действий, решений прошлого.