Выделение разделов в педагогике
Педагогика развивается в соответствии с социально-экономическими условиями жизни нашего общества, потребностями деятельности и жизни людей, достижениями научно-технического прогресса современности, логикой преобразований изучаемых ей феноменов. Это постоянно ставит перед педагогикой новые проблемы, решить которые можно максимально эффективно используя внутренние возможности самой науки. Поэтому педагогика постоянно видоизменяется, в ней регулярно выделяются новые отрасли и составные части.
Выделяют разделы педагогики по отдельным аспектам педагогического исследования и процесса. К основным разделам педагогики относятся:
- дидактика или теория педагогики;
- история педагогики;
- методология;
- теоретическая педагогика;
- практическая педагогика.
Дидактика
Дидактика — раздел педагогики, занимающийся разработкой и изучением вопросов обучения и образования.
Дидактика, по сути, является педагогической теорией обучения, дающей научное обоснование его содержанию, методам и организационным формам. Она должна отвечать на вопрос: «Чему и как учить?».
Знание дидактики требуется любому педагогу, потому что в педагогической работе невозможно решать практические задачи обучения, не опираясь на теоретические знания и науку.
Дидактика также разрабатывает различные способы прогнозирования последствий введения в практическую деятельность новых методов и учебных материалов.
Следует отметить, что дидактика не дает практике окончательного и универсального решения всех вопросов. Она не разрабатывает однозначных рекомендаций, а лишь дает общее направление, позволяющее педагогу, учитывая специфические факторы, конструировать свою работу, сопоставлять результаты и цели, оптимизируя процесс обучения.
История педагогики
История педагогики – раздел педагогики, раскрывающий ее прошлое для оптимизации настоящего. Предметом исследования истории педагогики является объективный процесс зарождения и развития методов, принципов, форм воспитания и обучения в различные периоды истории.
Задачи истории педагогики заключаются в следующем:
- определение зависимости целей, а также содержания педагогического процесса от различных условий;
- изучение возникновения, развития методов и форм обучения и воспитания;
- исследование связи педагогики с другими отраслями науки в историческом аспекте;
- определение закономерностей в развитии педагогической практики и теории;
- изучение взглядов и деятельности педагогов прошлого, оценка их вклада в развитие теоретической и практической педагогики;
- обеспечение преемственности в непрерывном педагогическом процессе.
Методология
Методология педагогики – раздел педагогики о методах, который описывает внутренние механизмы педагогического процесса, логику его движения и организации.
Основывается она на научных идеях, которые определяют смысл педагогической работы в целом, способы самоопределения субъектов педагогического процесса в постоянно изменяющейся социальной и культурной ситуации.
Теоретическая педагогика
Основная цель теоретической педагогики заключается в исследовании сущности различных педагогических явлений, формулировке закономерностей и законов учебно-воспитательного процесса. Основной категорией теоретической педагогики является научный закон или закономерность.
Теоретическую педагогику не должно беспокоить, будут ли ее разработки применены в практической деятельности, так как ее цель – это познание истины. Поэтому не имеет смысла критиковать теоретическую педагогику за её отрыв от практической педагогической работы.
Практическая педагогика
Практическая педагогика применяет достижения теории для организации более эффективного педагогического процесса. Это отражается в создании и практическом применении более совершенных технологий. Основной категорией практической педагогики является технология.
Проблема современной практической педагогики заключается в отрыве от передовых теоретических разработок. Наукой о человеке сделаны огромные шаги в исследованиях, но эти достижения до сих пор мало известны педагогам и не находят необходимого отражения в педагогических технологиях. В современной практической педагогике продолжается деятельность, базирующаяся на педагогической интуиции, педагогическом искусстве и мастерстве.