Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика в педагогике, определение

Глубокие социальные изменения приводят к необходимости преодоления консерватизма в области педагогики, внедрения и разработки качественно новых методов обучения и воспитания, совершенствования методики педагогической деятельности.

Определение 1

В наиболее общем виде под методикой понимается педагогическая наука, в центре внимания которой – закономерности обучения определенной учебной дисциплине; механизм использования комплекса методов, средств и приемов обучения и воспитания; наука, располагающая огромным количеством исследовательских методов, позволяя педагогу постоянно совершенствовать собственную деятельность.

Методика, таким образом, выступает результатом многовековых поисков педагогов оптимальных форм, методов, средств работы с обучающимися.

Педагогическая методика как искусство

Обладая научной основой, педагогическая методика, как и педагогическая деятельность в целом, характеризуется высоким креативным потенциалом, заставляя педагога направлять мышление на постоянный поиск смыслов различных методов, их целей, классификации, возможностей практического применения в деятельности. Другими словами, методика учит мыслить педагогически целостно, подходить к педагогической деятельности не как к совокупности методов работы, алгоритмизированных методических ритуалов, но как к единству цели, принципов, методов и содержания обучения, как к педагогическому мастерству, инструменту формирования педагогической культуры. Знание методики способствует раскрепощению педагога, обеспечивает основы для реализации творческого начала, инициативности, креативности, повышая эффективность образовательно-воспитательного процесса.

План-конспект урока как практическое воплощение методики

Практическим воплощением методики является план-конспект занятий, в котором прописывается последовательность этапов занятия, планируется деятельность педагога и обучающихся, отмечаются формы работы, дидактические материалы, планируемые результаты деятельности. В то же время наличие плана-конспекта не ограничивает творчество педагога,
Необходимыми компонентами плана-конспекта выступают следующие:

«Методика в педагогике, определение » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  • целеполагание – указание целей и задач обучения, результатов, которые планируется достигнуть через деятельность обучающихся;
  • указание педагогических, учебных действий, направленных на достижение поставленных целей;
  • наличие диагностических инструментов, критериев оценивания полученных результатов.

Методика и технология

Несмотря на то, что указанные категории часто используются в качестве синонимов, в основе понимания технологии обучения – четкое определение конечной цели, результата.

Определение 2

Под педагогической технологией понимают набор форм, методов, приемов и средств обучения, используемых в процессе обучения на основании чётко обозначенных психолого-педагогических инсталляций, направленных на конечный результат.

Технология как совокупность методов и принципов педагогической деятельности характеризуется рядом специфических характеристик, обуславливающих целесообразность применения ее достижений в практике преподавания:

  1. Концептуальность – методика основывается на совокупности философских, психологических, педагогических теорий;
  2. Системность, которая отличается высокой логичностью построения, взаимосвязью всех элементов, структурированностью и завершенностью материалов и деятельности;
  3. Управляемость, обеспечивающая наличие возможностей управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся, проектирования и внесения необходимых корректировок в процесс обучения;
  4. Эффективность – направленность на достижение определённых результатов при оптимизации затрат времени и средств на обучение;
  5. Воспроизводимость – наличие возможности передачи, заимствования другими педагогами.
Замечание 1

Таким образом, технология выступает более универсальной по отношению к методике категорией, более стандартизированной, характеризуется научно обоснованной последовательностью действий. Методика носит преимущественно творческий характер. Вместе с тем в практической деятельности элементы технологии могут использоваться методике и наоборот.

Дата последнего обновления статьи: 05.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot