Базовые категории педагогики
Любая теория требует проведения четкой границы между бытовыми представлениями и истинно научными знаниями. В ежеденевной жизни реализуется повседневная практика обучения и воспитания. Научные же понятия заключают в себе педагогический опыт, знания в обобщей форме. К научным педагогическим понятиям относятся:
- педагогические категории,
- педагогические понятия;
- методы и принципы организации обучения, воспитания;
- закономерности.
Еще во время становления научной педагогики были определены три основные категории педагогики:
- воспитание,
- обучение,
- образование.
Воспитание
Современная наука воспитанием считает передачу культурного и исторического опыта между поколениями. В воспитательном процессе роль воспитателя заключается в следующем:
- передача опыта, накопленного людьми;
- введение в мир культуры;
- стимулирование к самовоспитанию;
- помощь в разных жизненных ситуациях и поиске выхода из сложившегося положения.
Воспитанник в этом процессе играет следующую роль:
- овладевает опытом отношений и основами культуры;
- работает над собой и своими личностными качествами;
- обучается общению и манерам поведения.
Результатом воспитания является то, что воспитанник трансформирует свое понимание мира и отношения к окружающим и себе самому.
Практика показывает, что воспитание диалектически взаимосвязано с процессом обучения. Воспитание развивает и утверждает основные личностные качества. Данные качества характеризуют мировоззрение индивида, его социальные и нравственные нормы, а также личные устремления.
Задача воспитания отражает историческую потребность общества и государства в подготовке такого поколения, которое способно реализовывать определенные социальные роли и общественные функции.
Обучение
Обучение - это процесс взаимодействия педагога с учащимися, обеспечивающий развитие ученика.
Роль педагога в обучении сводится к следующему:
- целенаправленная передача знаний, способов деятельности, жизненного опыта, основ культуры и научных знаний;
- руководство процессом освоения знаний, навыков, умений;
- создание условий для развития памяти, мышления, внимания учащихся.
При этом ученик в процессе обучения должен:
- овладевать информацией и выполнять учебные задания при поддержке учителя, одноклассников или в самостоятельном порядке;
- самостоятельно наблюдать, сравнивать и мыслить;
- проявлять инициативу в поиске новейших знаний, источников информации и заниматься своим самообразованием.
В зависимости от специфики реализации взаимодействия преподавания и учения выделяют разные дидактические системы:
- развивающие,
- проблемные,
- модульные,
- программированное обучение.
Образование
Образование, как категория педагогики понимается по-разному, в частности как:
- ценность развивающегося человека и общества в целом;
- процесс обучения и воспитания индивида;
- результат процесса воспитания и обучения;
- система.
Соотношение педагогических категорий
На соотношение категорий в педагогике существуют разные точки зрения:
- воспитание - всеобщая категория, включающая в себя обучение и образование;
- воспитание - частный случай обучения (по Ожегову);
- отождествление воспитания и образования;
- образование – всеобщая категория (по Закону об образовании);
- обучение, воспитание и образование - специальным образом организованная деятельность, результат которой заключается в развитии человека.
При рассмотрении воспитания, обученияи и образования в качестве системы, выделяют такие элементы как цель, средства, объекты, результат, субъекты процесса.