Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Категории педагогики

Базовые категории педагогики

Любая теория требует проведения четкой границы между бытовыми представлениями и истинно научными знаниями. В ежеденевной жизни реализуется повседневная практика обучения и воспитания. Научные же понятия заключают в себе педагогический опыт, знания в обобщей форме. К научным педагогическим понятиям относятся:

  • педагогические категории,
  • педагогические понятия;
  • методы и принципы организации обучения, воспитания;
  • закономерности.

Еще во время становления научной педагогики были определены три основные категории педагогики:

Воспитание

Современная наука воспитанием считает передачу культурного и исторического опыта между поколениями. В воспитательном процессе роль воспитателя заключается в следующем:

  • передача опыта, накопленного людьми;
  • введение в мир культуры;
  • стимулирование к самовоспитанию;
  • помощь в разных жизненных ситуациях и поиске выхода из сложившегося положения.

Воспитанник в этом процессе играет следующую роль:

  • овладевает опытом отношений и основами культуры;
  • работает над собой и своими личностными качествами;
  • обучается общению и манерам поведения.
Замечание 1

Результатом воспитания является то, что воспитанник трансформирует свое понимание мира и отношения к окружающим и себе самому.

Практика показывает, что воспитание диалектически взаимосвязано с процессом обучения. Воспитание развивает и утверждает основные личностные качества. Данные качества характеризуют мировоззрение индивида, его социальные и нравственные нормы, а также личные устремления.

Задача воспитания отражает историческую потребность общества и государства в подготовке такого поколения, которое способно реализовывать определенные социальные роли и общественные функции.

Обучение

Определение 1

Обучение - это процесс взаимодействия педагога с учащимися, обеспечивающий развитие ученика.

«Категории педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Роль педагога в обучении сводится к следующему:

  • целенаправленная передача знаний, способов деятельности, жизненного опыта, основ культуры и научных знаний;
  • руководство процессом освоения знаний, навыков, умений;
  • создание условий для развития памяти, мышления, внимания учащихся.

При этом ученик в процессе обучения должен:

В зависимости от специфики реализации взаимодействия преподавания и учения выделяют разные дидактические системы:

Образование

Образование, как категория педагогики понимается по-разному, в частности как:

  • ценность развивающегося человека и общества в целом;
  • процесс обучения и воспитания индивида;
  • результат процесса воспитания и обучения;
  • система.

Соотношение педагогических категорий

На соотношение категорий в педагогике существуют разные точки зрения:

  • воспитание - всеобщая категория, включающая в себя обучение и образование;
  • воспитание - частный случай обучения (по Ожегову);
  • отождествление воспитания и образования;
  • образование – всеобщая категория (по Закону об образовании);
  • обучение, воспитание и образование - специальным образом организованная деятельность, результат которой заключается в развитии человека.

При рассмотрении воспитания, обученияи и образования в качестве системы, выделяют такие элементы как цель, средства, объекты, результат, субъекты процесса.

Дата последнего обновления статьи: 29.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot