Общее понятие о педагогической науке
Педагогика является многозначным термином, который обозначает:
- разные идеи, отображение целей, сущность и технология воспитания, обучения, образования;
- сфера научных исследований, объединенная с воспитанием, обучением, образованием;
- деятельность, специальность, практическое занятие по воспитанию, обучению, образованию;
- учебную дисциплина, состоящую из среднего и высшего профессионального и послевузовского педагогического образования;
- искусство, профессионализм и тонкости воспитания.
В данной главе дано представление о педагогической науке.
Необходимо заметить, что люди опытным путем получают определенные педагогические знания, устанавливают некоторые зависимости между разными педагогическими явлениями. Так, еще в первобытности, люди имели определенные знания по обучению детей, которые наследовались из поколения в поколение в виде обычаев, традиций, игр, житейских правил. Эти познания отражались в поговорках и пословицах, мифах и легендах, сказках и анекдотах.
Народная педагогика не сможет существовать без книг, школ, учителей, науки. Но она старше педагогической науки.
Однако педагогическая наука обобщает отдельные факты, определяет причинные связи между явлениями. Она не описывает их, а объясняет, отвечает, почему и какие изменения происходят в развитии человека под воздействием обучения и воспитания.
В это же время житейский преподавательский опыт, невзирая на выдающуюся форму своего существования, не пропал, а воссоздавался, переносил испытания, сменял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности, и в наши дни является основным научно - педагогическим знанием.
Функции педагогики
Функции педагогики – аналитическая, прогностическая, проективно–конструктивная.
Аналитическая функция решает следующие педагогические задачи:
- общетеоретическое исследование, повествование и толкование сущности, причинно – следственных связей процесса обучения;
- изучение, обобщение, толкование и восприятие педагогического опыта.
Прогностическая функция:
- предоставление научно – обоснованного целеполагания, проектирования и усовершенствование системы образования;
- предоставление действенного ведения образовательной политикой.
Проективно–конструктивная функция:
- создание современных педагогических методик, педагогических теорий, основ нововведений педагогической деятельности;
- внедрение результатов преподавательских разработок в практику;
- научно – методическое обеспечение правления образовательными структурами.
Задачи педагогики
Рассмотрев предназначение педагогики можно выделить ее задачи.
К задачам педагогики относятся:
- анализ истории формирования педагогического познания и его применение в обществе;
- построение методологии и методики педагогического понимания;
- формирование научной картины педагогической реальности;
- осуществление широкомасштабных и постоянных исследований по важным педагогическим вопросам;
- развитие педагогического процесса в обществе;
- общетеоретическая и практическая подготовка детальной многоступенчатой системы педагогической работы в обществе и ее структурах;
- педагогическое содействие развитию личности всеми способами, которыми владеет общество;
- формирование систем функционирования педагогических учреждений и увеличение их результативности согласно требованиям времени;
- разработка форм, способов, средств и технологий педагогической работы по определению задач воспитания, обучения, образования;
- исследование индивидуальных педагогических систем работы с разными возрастными, профессиональными и другими социальными группами граждан;
- создание актуальных вопросов гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического; подготовка граждан к безопасной жизнедеятельности, а также других проблем, продвинутых динамикой жизни нынешнего общества и человечества;
- предугадывание педагогических результатов существующих условий жизни, совершающихся в обществе перемен, принятых государственных решений;
- построение вопросов руководства педагогическими организациями, педагогическими системами и педагогической работой, его научного, организационного, методического, учебно-технического, кадрового и педагогического оснащения;
- создание системы профессионально-педагогической подготовки руководителей, ответственных должностных лиц, практических работников, специалистов разных областей, предприятий, чья работа так или иначе связана с педагогической реальностью;
- участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, анализ иностранного опыта педагогической работы, а также возможностей и путей его пользования в условиях сегодняшней России;
- подготовка научно-педагогического и педагогического персонала, общественных, технических, юридических и иных педагогов для работы в стенах образовательных учреждений.
Педагогика — социальная наука, имеющая общественное назначение. У нее есть свои интересы, усилия и организацию. Она представлена как создание новейших и усовершенствование существующих педагогических навыков, методик и более усовершенствованных моделей педагогической эффективности ради интересов человека и общества.
Педагогика — социальная сила, которая присоединяется к производству цивилизованной жизни, материальных и духовных ценностей, борьбу с необразованностью в умах и практике, способная привнести свой вклад в их результаты. Главное социальное назначение педагогики — реформирующее, прогрессивно-производительное улучшение жизни и будущего.