Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Целеполагание в педагогике

Профессиональная педагогическая деятельность, как и любой другой вид человеческой деятельности, предваряется осознанием цели ее реализации. В современном глобальном социуме умение осуществлять целеполагание, прогнозировать результаты, намечать шаги по достижению поставленных целей, решению актуальных задач выступает одной из приоритетных, фундаментальных, универсальных компетенций личности.

Категории цели и целеполагания в педагогике

Определение 1

В современной педагогической науке под дидактическими целями понимают концентрированное выражение интересов общества и личности; системообразующий фактор педагогической системы; часть прогнозирования, проектирования, реализации и управления педагогического процесса.

Определение 2

Соответственно, педагогическое целеполагание представляет собой процесс и результат выдвижения, формулировки, постановки целей и задач обучения, который инициируется педагогом и принимается обучающимися; сердцевину образовательного процесса; эффективный методический, дидактический инструмент организации образовательно-воспитательного процесса, определяющий выбор форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Структура процесса целеполагания

В структуре системы целеполагания выделяют пять ключевых моментов:

  1. Выдвижение, формулировка целей учебной деятельности;
  2. Планирование деятельности, направленной на достижение целей;
  3. Прогнозирование ожидаемых результатов;
  4. Оценивания полученных результатов;
  5. Коррекция выявленных ошибок, недочетов.

В процессе целеполагания представлены объективная и субъективная стороны. Объективная сторона связана с объективно существующими вызовами личности и государству в интенсивно меняющемся обществе; объективными требованиями к содержанию образования и уровню профессиональной подготовки специалистов, отвечающей новому уровню развития социума.

«Целеполагание в педагогике » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Субъективная сторона целеполагания как системообразующего фактора современной педагогики обусловлена деятельностью специалистов по выдвижению и формулировке целей как субъектов образовательно-воспитательного процесса, наделенных сознанием, обладающих личностными качествами и компетенциями, накладывающими определенный отпечаток на характер сформулированных целей.

Уровни реализации целеполагания

Целеполагание в сфере образования носит разноуровневый характер, процесс реализуется на следующих уровнях:

  • на уровне современного социума и государства – федеральные законы, нормативные акты, регулирующие сферу педагогической деятельности;
  • на уровне субъектов РФ – Программы и Концепции регионального развития;
  • на уровне образовательной организации;
  • на уровне индивидуальной профессиональной деятельности отдельного педагога.

Подходы к классификации целей в педагогике

На сегодняшний день согласно требованиям ФГОС, дидактические цели как прогнозируемые результаты педагогического воздействия представлены тремя группами задач:

  • образовательные;
  • развивающие;
  • воспитательные.

Достаточно распространённой выступает классификация, согласно которой выделяют следующие виды целей:

  • личностные;
  • предметные;
  • метапредметные.

Все указанные цели фиксируются в образовательных стандартах.

Конкретизация цели находит свое отражение в постановке отдельных задач - своего рода ступенек, этапов на пути достижения целей. В структуре задачи выделяют требования, направленность на реализацию общей цели; дидактические условия и средства, которые используются в процессе решения задач. Совокупность цели и задач формирует целевой компонент педагогической системы, который наряду с содержательным, процессуально-деятельностным (технологическим), результативно-оценочным (рефлексивным) формирует единство педагогической системы.

Дата последнего обновления статьи: 15.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot