Профессиональная педагогическая деятельность, как и любой другой вид человеческой деятельности, предваряется осознанием цели ее реализации. В современном глобальном социуме умение осуществлять целеполагание, прогнозировать результаты, намечать шаги по достижению поставленных целей, решению актуальных задач выступает одной из приоритетных, фундаментальных, универсальных компетенций личности.
Категории цели и целеполагания в педагогике
В современной педагогической науке под дидактическими целями понимают концентрированное выражение интересов общества и личности; системообразующий фактор педагогической системы; часть прогнозирования, проектирования, реализации и управления педагогического процесса.
Соответственно, педагогическое целеполагание представляет собой процесс и результат выдвижения, формулировки, постановки целей и задач обучения, который инициируется педагогом и принимается обучающимися; сердцевину образовательного процесса; эффективный методический, дидактический инструмент организации образовательно-воспитательного процесса, определяющий выбор форм, методов и приемов педагогического воздействия.
Структура процесса целеполагания
В структуре системы целеполагания выделяют пять ключевых моментов:
- Выдвижение, формулировка целей учебной деятельности;
- Планирование деятельности, направленной на достижение целей;
- Прогнозирование ожидаемых результатов;
- Оценивания полученных результатов;
- Коррекция выявленных ошибок, недочетов.
В процессе целеполагания представлены объективная и субъективная стороны. Объективная сторона связана с объективно существующими вызовами личности и государству в интенсивно меняющемся обществе; объективными требованиями к содержанию образования и уровню профессиональной подготовки специалистов, отвечающей новому уровню развития социума.
Субъективная сторона целеполагания как системообразующего фактора современной педагогики обусловлена деятельностью специалистов по выдвижению и формулировке целей как субъектов образовательно-воспитательного процесса, наделенных сознанием, обладающих личностными качествами и компетенциями, накладывающими определенный отпечаток на характер сформулированных целей.
Уровни реализации целеполагания
Целеполагание в сфере образования носит разноуровневый характер, процесс реализуется на следующих уровнях:
- на уровне современного социума и государства – федеральные законы, нормативные акты, регулирующие сферу педагогической деятельности;
- на уровне субъектов РФ – Программы и Концепции регионального развития;
- на уровне образовательной организации;
- на уровне индивидуальной профессиональной деятельности отдельного педагога.
Подходы к классификации целей в педагогике
На сегодняшний день согласно требованиям ФГОС, дидактические цели как прогнозируемые результаты педагогического воздействия представлены тремя группами задач:
- образовательные;
- развивающие;
- воспитательные.
Достаточно распространённой выступает классификация, согласно которой выделяют следующие виды целей:
- личностные;
- предметные;
- метапредметные.
Все указанные цели фиксируются в образовательных стандартах.
Конкретизация цели находит свое отражение в постановке отдельных задач - своего рода ступенек, этапов на пути достижения целей. В структуре задачи выделяют требования, направленность на реализацию общей цели; дидактические условия и средства, которые используются в процессе решения задач. Совокупность цели и задач формирует целевой компонент педагогической системы, который наряду с содержательным, процессуально-деятельностным (технологическим), результативно-оценочным (рефлексивным) формирует единство педагогической системы.