Методология педагогики – это система знаний об основах разработки педагогической теории, принципах и формах реализации исследования педагогических объектов, процессов и явлений и методах их внедрения в практический педагогический процесс.
Методология педагогики рассматривает процесс педагогического исследования, разработки теоретического педагогического знания и практических основ педагогической деятельности на разных уровнях. Каждый уровень имеет определенное целевое значение и позволяет сформировать общую стратегию научно-педагогического знания.
Одним из уровней методологии педагогики является общенаучный уровень.
Системный подход как основа общенаучного уровня методологии педагогики
Общенаучный уровень методологии педагогики – это теоретические основы педагогической науки, определяющие разработку принципов, методов и форм реализации педагогической деятельности.
В основе общенаучного уровня методологии педагогики лежит системный подход. Он отражает связь, зависимость, взаимообусловленость всех составных компонентов педагогической деятельности, всех отношений, возникающих в педагогической среде. Характер связей между компонентами системы не всегда бывает стандартным. Он определяется структурой конкретной системы, которая подлежит исследованию.
Педагогическая система характеризуется следующими чертами:
- Наличие субъектов педагогической деятельности.
- Содержание образования.
- Формы и методы реализации образовательной деятельности.
- Принципы реализации педагогического процесса.
Все эти компоненты находятся в тесной связи и зависимости. Они слаженно функционируют и опираются на общую направленность деятельности, которая прописывается в виде целевого назначения педагогического процесса. Данный процесс приобретает динамической характер, будучи системный процессом. При этом, формирует систему – цель педагогической деятельности. именно она выступает системообразующим фактором.
Системный подход опирается на познание педагогической действительности, посредством ее разделения на части, т.е. более простые составляющие, изучение которых становится более реальным, менее трудоемким и максимально плодотворным. Это позволяет определить интегративные свойства педагогического процесса, его качественные параметры, функциональное назначение и составить достоверные прогнозы развития в конкретных условиях, при определенных обстоятельствах.
Системный подход реализуется на различных уровнях в опоре на определенные принципы его реализации.
Уровни реализации системного подхода
Системный подход, составляющий основу общенаучного уровня методологии педагогики, имеет следующие уровни реализации:
- Онтологический уровень. Он предполагает рассмотрение педагогического процесса как единого целостного процесса, т.е. он не может быть реализован без связи и зависимости его компонентов, соотношении всех частей и сторон педагогической деятельности.
- Гносеологический уровень. Он предполагает выбор конкретного объекта исследования и выделения в нем предмета познания, т.е. предметы и явления рассматриваются в качестве системы, ориентированной на решение конкретных педагогических задач.
- Методологический уровень. Он связан с разработкой единых принципов, форм, критериев исследования педагогической действительности и определения соотношения познавательных явлений и событий. Разрабатываются и конкретизируются конкретные модели изучения педагогических объектов, процессов и явлений с выделение в каждом исследуемом объекте специфических и единичных признаков.
- Праксеологический уровень. Он связан с построение методологии педагогической практики, т.е. разработкой модели реализации педагогической теории в конкретных условиях. Происходит формирование образцов нормативных моделей исследуемого объекта с целью их применения на практике и предоставление рекомендаций использования образцов практической педагогической деятельности.
Системный подход общенаучного уровня методологии педагогики опирается в первую очередь на единство педагогической теории, исследовательской деятельности и практики.
Теория формирует основу для разработки основ практической педагогической деятельности, способов и форм реализации педагогической практической деятельности. Каждый новый шаг педагогической практики приводит к зарождению новых проблем, новых направлений исследования т.е. теоретических разработок и фундаментальных исследований.
Общенаучные принципы исследования
Общенаучный уровень методологии педагогики опирается на конкретные положения, которые выступают принципами методологии педагогического исследования. Они отражают реальность, субъективность и системность научных педагогических знаний и основ практической педагогической деятельности.
Общенаучными принципами педагогического исследования выступают:
- Реальность и объективность педагогической действительности, а также окружающего ее мира. Данный принцип отражает независимость событий, педагогических процессов от наших знаний о них, нашего в них участия, стороннего наблюдения. Все педагогические процессы подчиняются одним и тем же законам, природным и социальным основам функционирования окружающего мира.
- Непрерывность времени и необратимость событий. Предполагается, что следствиям протекания конкретных педагогических процессов предшествуют определенные причины их возникновения.
- Объективность и познаваемость всех педагогических событий и явлений, разнородных ситуаций.
В настоящее время научное педагогическое знание сталкивается с проблемой кризиса общенаучного уровня его развития. Количество методов педагогического исследования непрерывно растет. Теорий и концепций педагогики становится все больше и больше. Это влечет за собой их менее детализированное исследование, опосредованное и косвенное подтверждение.
Показателей научности педагогического знания становится все меньше. Знания приобретают неоднородный и разрозненный характер.