Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Общенаучный уровень методологии педагогики

Определение 1

Методология педагогики – это система знаний об основах разработки педагогической теории, принципах и формах реализации исследования педагогических объектов, процессов и явлений и методах их внедрения в практический педагогический процесс.

Методология педагогики рассматривает процесс педагогического исследования, разработки теоретического педагогического знания и практических основ педагогической деятельности на разных уровнях. Каждый уровень имеет определенное целевое значение и позволяет сформировать общую стратегию научно-педагогического знания.

Одним из уровней методологии педагогики является общенаучный уровень.

Системный подход как основа общенаучного уровня методологии педагогики

Общенаучный уровень методологии педагогики – это теоретические основы педагогической науки, определяющие разработку принципов, методов и форм реализации педагогической деятельности.

В основе общенаучного уровня методологии педагогики лежит системный подход. Он отражает связь, зависимость, взаимообусловленость всех составных компонентов педагогической деятельности, всех отношений, возникающих в педагогической среде. Характер связей между компонентами системы не всегда бывает стандартным. Он определяется структурой конкретной системы, которая подлежит исследованию.

Педагогическая система характеризуется следующими чертами:

  1. Наличие субъектов педагогической деятельности.
  2. Содержание образования.
  3. Формы и методы реализации образовательной деятельности.
  4. Принципы реализации педагогического процесса.

Все эти компоненты находятся в тесной связи и зависимости. Они слаженно функционируют и опираются на общую направленность деятельности, которая прописывается в виде целевого назначения педагогического процесса. Данный процесс приобретает динамической характер, будучи системный процессом. При этом, формирует систему – цель педагогической деятельности. именно она выступает системообразующим фактором.

«Общенаучный уровень методологии педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Системный подход опирается на познание педагогической действительности, посредством ее разделения на части, т.е. более простые составляющие, изучение которых становится более реальным, менее трудоемким и максимально плодотворным. Это позволяет определить интегративные свойства педагогического процесса, его качественные параметры, функциональное назначение и составить достоверные прогнозы развития в конкретных условиях, при определенных обстоятельствах.

Системный подход реализуется на различных уровнях в опоре на определенные принципы его реализации.

Уровни реализации системного подхода

Системный подход, составляющий основу общенаучного уровня методологии педагогики, имеет следующие уровни реализации:

  1. Онтологический уровень. Он предполагает рассмотрение педагогического процесса как единого целостного процесса, т.е. он не может быть реализован без связи и зависимости его компонентов, соотношении всех частей и сторон педагогической деятельности.
  2. Гносеологический уровень. Он предполагает выбор конкретного объекта исследования и выделения в нем предмета познания, т.е. предметы и явления рассматриваются в качестве системы, ориентированной на решение конкретных педагогических задач.
  3. Методологический уровень. Он связан с разработкой единых принципов, форм, критериев исследования педагогической действительности и определения соотношения познавательных явлений и событий. Разрабатываются и конкретизируются конкретные модели изучения педагогических объектов, процессов и явлений с выделение в каждом исследуемом объекте специфических и единичных признаков.
  4. Праксеологический уровень. Он связан с построение методологии педагогической практики, т.е. разработкой модели реализации педагогической теории в конкретных условиях. Происходит формирование образцов нормативных моделей исследуемого объекта с целью их применения на практике и предоставление рекомендаций использования образцов практической педагогической деятельности.

Системный подход общенаучного уровня методологии педагогики опирается в первую очередь на единство педагогической теории, исследовательской деятельности и практики.

Теория формирует основу для разработки основ практической педагогической деятельности, способов и форм реализации педагогической практической деятельности. Каждый новый шаг педагогической практики приводит к зарождению новых проблем, новых направлений исследования т.е. теоретических разработок и фундаментальных исследований.

Общенаучные принципы исследования

Общенаучный уровень методологии педагогики опирается на конкретные положения, которые выступают принципами методологии педагогического исследования. Они отражают реальность, субъективность и системность научных педагогических знаний и основ практической педагогической деятельности.

Общенаучными принципами педагогического исследования выступают:

  1. Реальность и объективность педагогической действительности, а также окружающего ее мира. Данный принцип отражает независимость событий, педагогических процессов от наших знаний о них, нашего в них участия, стороннего наблюдения. Все педагогические процессы подчиняются одним и тем же законам, природным и социальным основам функционирования окружающего мира.
  2. Непрерывность времени и необратимость событий. Предполагается, что следствиям протекания конкретных педагогических процессов предшествуют определенные причины их возникновения.
  3. Объективность и познаваемость всех педагогических событий и явлений, разнородных ситуаций.

В настоящее время научное педагогическое знание сталкивается с проблемой кризиса общенаучного уровня его развития. Количество методов педагогического исследования непрерывно растет. Теорий и концепций педагогики становится все больше и больше. Это влечет за собой их менее детализированное исследование, опосредованное и косвенное подтверждение.

Показателей научности педагогического знания становится все меньше. Знания приобретают неоднородный и разрозненный характер.

Дата последнего обновления статьи: 12.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot