Суть коррекционных образовательных технологий
В настоящее время все большей потребностью становятся образовательные коррекционные технологии, направленные на обучение, развитие и коррекцию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Это связано с тем, что количество детей с ОВЗ имеет тенденцию к росту. Детей с ОВЗ становится все больше, их необходимо не только учить и развивать, но и вести работу по коррекции отклонений и социализации в обществе. В связи с этим значимую роль приобретает инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это обучение и развитие детей с ОВЗ в рамках общеобразовательных школ разных уровней.
Инклюзивное образование предоставляет детям с ОВЗ равные со здоровыми детьми возможности в области получения образования. Данный вид образования имеет как противников, так и сторонников. Неоднократно на тематических конференциях освещаются положительные и отрицательные стороны такого вида образования.
С введением инклюзивного образования перед педагогическим коллективом остро встал вопрос об организации эффективного образовательного процесса для детей с ОВЗ. Помимо оснащения учебного заведения необходимым оборудованием и материалами, педагогами внедряются разнообразные коррекционные образовательные технологии, направленные на обучение, развитие и корректировку отклонений у детей с ОВЗ.
Основная цель внедрения коррекционных образовательных технологий – обеспечение и создание эффективных условий обучения для каждого учащегося с ОВЗ.
Коррекционные образовательные технологии – это комплекс методов, форм и приемов обучения, применяемых в работе с детьми с ОВЗ, направленные на исправление отклонений или нарушений в их развитии.
Посредством использования коррекционных образовательных технологий педагог (дефектолог) имеет возможность обеспечить необходимое адекватное и полноценное усвоение учащимися с ОВЗ образовательной программы.
Эффективность внедрения коррекционной образовательной технологии в процесс обучения во многом зависит от того насколько тщательно она продумана, какие поставленные цели и задачи, какой подход работы с детьми выбран, а также от наполнения содержания технологии.
Сущность применения образовательных коррекционных технологий заключается в том, что она нацелена на перспективу и возможности индивидуализации коррекционного обучения. Индивидуальное коррекционное обучение гарантирует каждому учащемуся организацию образовательного процесса согласно его индивидуальным способностям и возможностям.
Характеристика основных видов коррекционных образовательных технологий
Выделяют следующие виды коррекционных образовательных технологий:
Технология обследования познавательной деятельности и логопедического обследования.
Цель: осуществление полной и качественной оценки развития речи у детей с различными видами отклонений в развитии.
Данная коррекционная технология направлена на развитие у детей с ОВЗ коммуникативных компетенций.
Ожидаемым результатом от внедрения технологии, является получение максимально точных и полных сведений о речевых нарушения у каждого ребенка с ОВЗ, выстраивание грамотной лого-коррекционной работы, направленной на исправление выявленных нарушений.
Технология уровневой дифференциации
Цель: организация обучающего процесса на уровне возможностей и потребностей ребенка с ОВЗ, адаптация обучения к особенностям развития ребенка.
Данная коррекционная технология направлена на развитие коммуникативных, когнитивных и социально-личностных компетенций у ребенка с ОВЗ.
Планируемым результатом внедрения технологии является предоставление каждому учащемуся в ОВЗ овладение базовыми знаниями и умениями, на основании индивидуальных особенностей и возможностей.
Технология индивидуализации обучения
Цель: сохранение и последующее развитие индивидуальности ребенка с ОВЗ, его потенциальных возможностей и способностей.
Технология направлена на развитие когнитивных и социально-информационных компетенций.
Ожидаемым эффектом внедрения технологии является:
- предупреждение неуспеваемости учащихся с ОВЗ;
- формирование у них знаний, умений и навыков, посредством опоры на зону ближайшего развития;
- повышение мотивации на обучения и развитие познавательных процессов (память, мышление и т.д.).
Технология проблемного обучения
Цель: формирование и развитие способов самостоятельной деятельности.
Основные компетенции, на которые направлена технология – коммуникативные и когнитивные.
Эффектом от внедрения технологии является формирование активной деятельности учащихся с ОВЗ, по решению проблемных ситуаций, развитие познавательной активности и мыслительных способностей.
Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных занятиях (автор Ткаченко Т. А.)
Цель: формирование и развитие вербальных средств коммуникации, речевого общение, активизация словаря, грамматического строя и связанной речи у детей с ОВЗ.
Технология направлена на развитие у детей с ОВЗ коммуникативных, социально-личностных и межкультурных компетенций.
Ожидаемым эффектом является развитие речевого общения, формирование первичных навыков правильного произношения звуков, пополнение и активизация словаря, появление целостных фраз в речи ребенка.
Информационно-коммуникативные технологии
Цель: повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы, обеспечение непрерывности наглядного показа изучаемого материала.
Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-информационные, когнитивные компетенции.
Эффект использования: позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-дефектолога.
Внедрение данных образовательных коррекционных технологий способствует развитию, формированию, коррекции и воспитанию личности ребёнка с ОВЗ. Разнообразие технологий не дает детям привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний.