Концепция образовательной помощи по охране здоровья личности
Стратегические цели образования, тесно связаны с проблемами российского общества, в том числе и создание основы для стабильного социально-экономического и интеллектуального развития России, а также для обеспечения высокого качество жизни людей и национальная безопасность. К основным задачам, целям образования относят призыв к здоровому образу жизни, развитие юношеского, а также детского спорта. К задачам государства в сфере образования относится всесторонняя забота о защите жизни, здоровья и физического воспитания в процессе развития детей, школьников и студентов.
Научно-практическая потребность в разработке специальных оздоровительных технологий, которые мобилизуют потенциал участников процесса образования для достижения целей новейшей образовательной парадигмы, возрастает. В связи с этим содействие охране здоровья как процессу, направленному на саморегуляцию личности и определение значения здорового образа жизни, становится главной стратегией развития оздоровительных технологий в образовательном учреждении.
Рассмотрение практики образовательных учреждений раскрыло важность содействия охране здоровья в следующих аспектах:
- актуальность лиц образовательного процесса, владеющих медико-санитарной компетенцией;
- необходимость технологического обеспечения формирования аксиологического отношения к здоровью как фактора личностного развития; реализация аксиологического отношения к здоровью в процессе взаимодействия лиц образовательного процесса.
В настоящее время наблюдаются неоправданно высокие перегрузки участников процесса образования в системе базового и профессионального образования в России. Система саморегуляции личности функционирует только при экстремальных значениях, которые касаются жизненных потенциалов здоровья человека, создавая угрозу его ухудшения. Усталость влияет на здоровье участников процесса образования.
Существует социальная и образовательная необходимость изучения ценностей охраны здоровья как стратегической части образовательной деятельности образовательного учреждения, которая стремится не только полностью удовлетворить, но и создать надобность в здоровом образе жизни в контексте аксиологии защиты здоровья.
Противоречия в теории и практике образования
При всех реальных возможностях образовательной помощи для защиты здоровья человека на сегодняшний день его возможности как педагогического феномена плохо изучены и поэтому не реализованы. Возникает потребность в теоретических основах построения образовательной концепции содействия охране здоровья личности в условиях высшего педагогического образования.
Формирование проблемы, а также необходимость ее исследования определяются обострением в теории образования и практике ряда противоречий:
- потребность общества в высоком уровне здоровья подрастающего поколения; здоровье, как условие дальнейшего развития общества и недостаточная эффективность имеющихся образовательных концепций, а также педагогических инструментов, направленных на защиту и улучшение здоровья участников процесса образования;
- возрастающий спрос на научную (образовательную) осуществимость охраны здоровья личности;
- постоянно растущий потенциал образовательных технологий, направленных на оптимизацию охраны здоровья личности;
- объективное требование вести здоровый образ жизни для обеспечения здоровья личности и недостаточного развития его педагогических основ: содержание образовательных технологий, которые обеспечивают его эффективность в условиях высшего педагогического образования.
Методология исследования концептуальной модели внедрения здоровьесберегающих технологий
Эмпирическое испытание концептуальной модели, способствующей охране здоровья личности в условиях педагогического образования показало определение условий, факторов разработки и интеграции структурных компонентов, их систематическую взаимосвязь и взаимозависимую совокупность.
В педагогическом эксперименте ставятся следующие задачи:
- практическая реализация концепции образовательной помощи по охране здоровья личности;
- экспериментальная проверка педагогических условий данной концепции;
- возможность апробировать разработанные этапы этого исследования;
- установление эффективности внедрения данной концепции образовательной помощи для охраны здоровья личности.
На первом этапе (предварительное изложение) организация учебного процесса всесторонне изучается. Определяется исходное состояние охранной деятельности; подбор конкретных методик для изучения исходного состояния экспериментального объекта; установление особенностей, которые позволяют судить об изменениях, происходящих в экспериментальном объекте под влиянием соответствующей образовательной помощи.
На втором этапе (основной и процедурный) проводится формирующий эксперимент, в ходе которого определяется испытательный срок: выбор содержания экспериментальной работы; формирование критериев по эффективности экспериментального метода касательно оздоровительной подготовке; регистрация данных о ходе данного эксперимента вследствие промежуточных разделов, описывающих изменения объекта под воздействием экспериментальной системы мер, проведение эксперимента по обоснованию и определению педагогических условий.
Третий этап (контроль и корректировка) включает: анализ экспериментальных данных; проверку аналитического материала с целью и гипотезой, задачами исследования; обработку результатов эксперимента, контрольную диагностику уровня содействия охране здоровья человека; описание особенностей предметов экспериментального лечения (студентов и преподавателей); понимание и аналитическое представление материала и результатов.
Для достижения целей и проверки исходных предположений используется:
- набор методов исследования;
- методы теоретического анализа (историографический, ретроспективный);
- прогностические методы (моделирование учебного процесса, обобщение самостоятельных характеристик, экспертные оценки);
- методы диагностики (анкеты, интервью, дискуссии, оценка, ранжирование, тесты);
- архивные методы (анализ продуктов труда преподавателей и студентов: творческие индивидуальные задания, рефераты, курсовые работы и диссертации студентов, отражение результатов диагностики и самодиагностики);
- методы наблюдений (прямое наблюдение);
- усвоение и конкретизация массового и передового опыта;
- экспериментальная работа;
- методы статистической обработки данных.