Понятие поликультурного образовательного пространства
Поликультурное образовательное пространство – это специально организованная социальная среда, отражающая специфические характеристики многообразия культур, а также способствующая естественному процессу взаимодействия участников между собой.
Идея поликультурного образовательного пространства – это создание полиэтнического общества. Данная идея направлена на внедрение и равноправие всех культур, которым придерживаются члены общества. Однако, эта идея не нашла подтверждения, так как каждый человек является приверженцем своей культуры и не может сочетать в себе одновременно несколько культур, а тем более следовать им.
Полиэтническое общество не может быть представлено в виде «мозаики» разных культур, так как развитие каждой культуры должно рассматриваться во взаимосвязи с процессами межкультурного взаимодействия.
Таким образом, поликультурное общество – это общество, которое представлено множеством культур, но при этом каждый человек придерживается своей культуры и уважает другие.
Формирование поликультурного общества возможно только в том случае, когда воспитание и образование подрастающего поколения будет осуществляться в рамках поликультурной среды.
Поликультурность – это концепция, направленная на провозглашение приоритета прав и свобод человека в разнообразных областях жизни (культурной, общественной и т.д.), равенство между собой всех национальностей и культур, недопущение расизма, шовинизма и т.д. в государственной политике и непосредственно в частной жизни людей.
Задачи поликультурного образовательного пространства
Основной целью поликультурной среды образовательного пространства является формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности по отношению к своей собственной культуре и культуре других народов.
Формирование поликультурной среды в образовательном пространстве, направлено на решение следующих задач:
- Индивидуальный подход к развитию личности каждого ребенка.
- Формирование и развитие культурной и этнической грамотности. Решение данной задачи достигается путем знакомства детей с историей, традициями, культуры своего и других народов. Ознакомление осуществляется таким образом, при котором все культуры представляются на равных условиях и нет выделения одной культуры над другой.
- Формирование и развитие этнокультурной компетентности. Предусматривается формирование не только положительного отношения к тому, что в социуме существует большое количество разнообразных этнических культур, но их понимание, принятие, а также возможность взаимодействия.
- Целенаправленное и осознанное взаимообогащение культур путем развития интеграционных процессов.
На основании поставленных задач, выделяют следующие компоненты поликультурного образовательного пространства:
- личностно-ориентированный;
- ценностно-содержательный;
- регионально-интеграционный;
- операционно-деятельностный.
Таким образом, перед поликультурной образовательной средой стоит ряд задач, которые направлены на достижение ее основной цели.
Модели поликультурного образовательного пространства
Различают следующие модели поликультурного образовательного пространства.
По методу обучения выделяют экспериментальную или дидактическую модель.
Дидактическая модель – основа данной модели состоит в том, что понимание культуры осуществляется эффективнее через традиции, историю, обычаи, общение с представителями и носителями культуры
Экспериментальная модель – предполагает, что знания о культуре и культурных ценностях лучше всего получать посредством собственного практического опыта. Например, путем организации национальных праздников, игр и т.д.
По содержанию обучения различают общекультурные и культурно-специфические модели.
Культурно – специфические модели предполагают предоставление информации учащимся о том, как необходимо взаимодействовать с представителями разных культур и национальностей.
Общекультурная модель позволяет понять и изучить самого себя как носителя определенной культуры, ее представителя и коммуникатора. Помимо этого, общекультурная модель помогает детям понять, как культура влияет на их поведение, отношение к окружающему миру и людям.
Оптимальная общекультурная модель состоит из последовательных этапов:
- специфики культуры поведения и эмоций;
- специфики родной культуры;
- значение факторов культуры в процессе общения с носителями.
По сфере, в которой ребенок стремиться достичь определенных результатов: эмоциональная, когнитивная, поведенческая.
Подход, основанный на развитии когнитивной сферы, направлен на получение детьми знаний о существующих культурах и их различии.
Эмоциональный подход предусматривает формирование установок, основанных на межкультурном взаимодействии людей, их чувствах по отношению к носителям другой культуры или национальности.
Поведенческий подход направлен на формирование у ребенка навыков и умения общения с носителями других культур.
По форме основные типы обучающих программ для индивидов, находящихся в ситуации межкультурного взаимодействия или готовящихся к нему, включают:
- ориентирование: быстрое ознакомление с культурой и традициями других народов;
- инструктаж: предусматривает не только ознакомление с культурой другого народа, но и его проблемами в плане приспособления к современным условиям.
Таким образом, совершенно очевидно, что, каков бы ни был объем передаваемой информации, какие бы модели ни использовались в рамках поликультурного образовательного процесса, учащиеся не могут быть полностью подготовлены к межкультурному взаимодействию, их необходимо научить учиться.