Актуальность использования достижений специальной педагогики в системе начального образования
К сожалению, в последние годы отмечается резкое снижение показателей социальной защиты, здоровья детей, что приводит к тому, что в условиях начального школьного обучения все большее количество детей обнаруживает признаки пограничных нарушений в развитии высших психических или психофизиологических функций, характеризуется ослабленным здоровьем. Не выявляя классических форм аномалий в процессе развития, такие дети испытывают трудности в процессе обучения и освоения новой социальной роли ученика, в результате чего теряют веру в себя.
Возрастающая тревога за детей данной группы, осознание необходимости усиления роли педагога и образовательного учреждения в охране физического, нравственного, психического здоровья личности повышает актуальность развития коррекционной педагогики в начальном образовании.
Объектная область коррекционной педагогики в начальном образовании
Рост деструктивных проявлений в среде молодежи, появление феномена детской жестокости, вандализма, подростковой преступности обусловили формирование объектной области коррекционной педагогики, которая включает изучение ситуаций и состояния риска развития растущего человека, адаптационные проблемы и нарушения, которые находят свое отражение в процессе взаимодействия личности с природно-социальной окружающей средой, явления школьной, социально-психологической дезадаптации.
Состояния риска, обуславливающие проявления адаптационных нарушений
Феномен возникновения школьной дезадаптации обусловлен совокупностью ряда факторов, формирующих состояния риска - ситуации, характеризующиеся нарушениями гармоничных взаимоотношений, взаимодействия между личностью младшего школьника и окружающей социально-природной средой.
Травмирующие ситуации могут быть сведены к следующим группам:
- состояния риска академической неуспешности возникают при несоответствии дидактических требований уровню сформированности общедеятельностных, интеллектуальных, психофизиологических функций личности, обеспечивающих успешность школьного обучения;
- состояния социального риска возникают в ситуации, когда ребенок вынужден защищаться от сверхвысоких школьных требований. Защитная реакция может принять форму утраты мотивации к обучению, пассивного или активного протеста против непрестижного положения в обучающей среде, поиска и утверждения себя в замещающей деятельности;
- состояния риска по здоровью возникают, когда ребенок, обладающей высокой учебной мотивацией, в силу сформированности психофизиологических функций не может защититься от сверхнагрузок на поведенческом уровне, вследствие чего в результат перенапряжения неизбежно наступает «сбой» на уровне слабых систем организма;
- состояния комплексного риска синтезируют в себе риск адаптационных нарушений по нескольким вышеперечисленным направлениям.
Показания низкого уровня адаптационных возможностей школьника на начальных этапах обучения
Причины возникновения феномера школьной дезадаптации, необходимости использования возможностей коррекционной педагогики обусловлены рядом факторов, включая следующие:
- отклонения в здоровье, психосоматическом развитии;
- недостаточный уровень психолого-педагогической, социальной готовности к школьному обучению;
- недостаточный уровень сформированности психофизиологических, психологических предпосылок к реализации школьного обучения.
Типы адаптационных нарушений в младшем школьном возрасте
Необходимость использования возможностей коррекционной педагогики представляется актуальной при появлении любых симптомов дезадаптации младшего школьника, которые могут быть представлены на следующих уровнях:
- Педагогический уровень обнаруживается в многочисленных трудностях обучения, в освоении новой для ребенка социальной роли ученика. У ребенка появляются пробелы в знаниях, отставание в усвоении учебного материала, частичная или общая неуспеваемость, отказ от учебной деятельности. Возникают напряженные отношения между ребенком и педагогом, родителями, что может перерасти в конфликтную ситуацию.
- Психологический уровень дезадаптации обусловлен трудностями в процессе обучения при высоком уровне мотивации, что вынуждает ребенка на инстинктивном уровне защищаться от слишком высоких для него школьных требований, что приводит к утрате мотивации к обучению, смещению акцента со школьной деятельности на замещающие формы активности, в пассивном или активном протесте против школьной системы.
- Физиологический уровень дезадаптации выступает базисом для развития патологических состояний различного рода. В своем стремлении уйти от школьного обучения, избежать переживания чувства неполноценности ребенок жалуется на плохое состояние здоровья, возникают симптомы преневротических состояний, предболезни, предпатологии.