Основные направления государственной политики в сфере образования в период правления императора Николая I
Правление императора Николая I началось после сложного периода в истории России, связанного с восстанием декабристов 1825 года. В этой связи, политические преобразования были начаты императором именно в сфере образования. Он считал, что иного пути предотвращения революционных движений и развития либеральных идей среди молодежи не существует.
Организация образовательной системы предполагала сословную направленность т.е. право на обучение граждане получали исходя из своего сословного положения в обществе. Ни один гражданин не мог претендовать на образование выше своего социального статуса.
В 1826 году правительством был организован специальный орган, занимающийся контролем за процессом образования. Этот орган именовался Комитетом устройства учебных учреждений. Им регламентировалось содержание образовательных программ и строго контролировалось направление преподавания, чтобы избежать распространения вольнодумства и не соответствующих государственной политике учений.
В качестве органа, занимающегося регулированием и контролем деятельности образовательной системы было утверждено Министерство народного просвещения.
По своему устройству, система образования сохранила прежний вид, какой был утвержден в период правления императора Александра I. В стране существовало шесть учебных округов. Обучение в городах происходило в гимназиях, училищах, университетах. Гимназии стали напрямую подчиняться Министерству народного просвещения и контролироваться им. В них был изменен прядок преподавания и программы обучения. Приоритетными направлениями программы стали языки: греческий и латинский. Естественные науки не входили в обязательную программу и могли быть введены только в качестве дополнительных предметов. Гимназии носили сословный характер, поэтому в них могли обучаться далеко не все граждане. Представители низких сословий получили право на обучение в приходских школах, учебных заведениях при монастырях, а многие вообще лишились доступа к образованию.
Ранее, в период правления Александра I было открыто множество частных школ, пансионов, заведений для благородных девиц, училищ для подготовки мальчиков по различным направлениям. Их деятельность государству было довольно сложно контролировать, поэтому многих из них были ликвидированы, а оставшиеся заведения должны были предоставлять свои планы по обучению и программы развития на проверку Министерству.
Политика в образовательной сфере базировалась на трех ведущих направлениях:
- Православие.
- Самодержавие.
- Народность.
Преподавание носило народный характер. Педагоги читали лекции по русскому языку и литературе. Научные теории преподавались через призму религиозного верования, основываясь на православных канонах и, находясь во взаимосвязи с богословием. Принципы самодержавия составляли основу образовательных программ. Авторитет и поклонение царю и престолу было ведущим направлением воспитания.
Вся образовательная деятельность была пронизана принципами русской государственности и народной культуры.
Постепенно классическое образование упразднялось, и обучение развивалось в направлении реальных социальных потребностей того времени. В программы образовательных учреждений внедрялись химия, бухгалтерия, механика, товароведение, счетоводство. При этом такие дисциплины, как философия, логика, психология либо полностью выводились за рамки преподавания, либо преподавались в рамках богословских заведений.
По своей сути политика в образовательной сфере при Николае I характеризуется консервативной направленностью и приверженностью охранительным идеям.
В 1835 году был издан первый законодательный документ, регулирующий деятельность университетов. Он именовался «Университетстким уставом». Основными положениями Устава осуществлялось ограничение самостоятельности университетов и утверждение единоличной власти попечителей округов.
В 1849 году было отменено право университетов на самостоятельный выбор ректора, проректоров и профессорского состава. Отныне они назначались Министерством народного просвещения.
Недостатки развития системы образования при императоре Николае I
Консервативное развитие образования, возращение к сословному принципу в обучении привели к тому, что к середине 50-ых гг. XIX века система образования фактически перестала развиваться, столкнувшись с кризисом. Кризис образовался не в одночасье. Он назревал годами и был связан с деятельностью чиновников в области просвещения, занимающих ведущие посты в Министерстве народного просвещения и действовавших по инструкции Императора России.
Можно отметить следующие основные недостатки в развитии образования того времени:
- Ориентация на религиозное обучение. Образование и воспитание фактически не носило народного характера и потому не способствовало формированию таких качеств, как трудолюбие, любовь к родине, уважение к своей личности и личности других людей.
- Система воспитания была далека от гуманистической направленности развития личности. Условий для свободного развития личности попросту не существовало. В этой связи, воспитать приоритетные нравственные качества было достаточно сложно.
- Образование не носило всесторонний общий характер. Многие предметы, важные для личностного развития, имеющие огромное воспитательное и образовательное значение, были исключены из программ обучения.
- Система образования базировалась на подавлении детской воли. Это отрицательно сказывалось формировании навыков самостоятельности, саморазвития, мыслительных процессов.
- Из процесса воспитания был полностью устранен индивидуальный подход. Особенности личностного развития детей, их природные наклонности, потребности и стремления не учитывались. Раскрытию творческого потенциала не уделялось внимания.