Образовательный процесс в ДОУ – это специально организованное взаимодействие между воспитателем и воспитанниками, направленное на реализацию задач по воспитанию и обучению детей раннего и дошкольного возраста.
Образовательная среда ДОУ – это комплекс ряда условий, обеспечивающих развитие детей дошкольного возраста в рамках образовательного учреждения.
Понятие образовательного процесса в ДОУ
В современных условиях системы дошкольного образования, основные цели и задачи воспитания детей дошкольного возраста, а также развития личности, решаются в условиях образовательного процесса.
Образовательный процесса ДОУ носит целостный, планомерный и целенаправленный характер. Его организацией занимается педагог, на основании учета закономерностей обучения, воспитания и развития ребенка. Данный учет позволяет обеспечить необходимый результат всестороннего развития детей.
Всестороннее развитие детей дошкольного возраста предполагает следующие направления:
- Физическое развитие
- Социально-личностное развитие
- Познавательно-речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Например, в сфере познавательно-речевого развития осуществляется развитие у детей любознательности, самостоятельности и инициативности. В поиске новых впечатлений и апробировании разнообразных способов действий, ответов на возникающие в процессе деятельности вопросов и проблемных ситуаций, осуществляется развитие речи ребенка.
Образовательный процесс в ДОУ характеризуется общими принципами организации образовательного процесса как педагогического явления, а также общей структурой и логикой построения.
Специфика образовательного процесса в ДОУ обусловлена возрастными особенностями детей дошкольного возраста, закономерностями их развития, а также потребностями в получении новых знаний и умений.
Качество построения образовательного процесса ДОУ во многом зависит от того как воспитателем учтены принципы по его организации и последующему функционированию.
Таким образом, образовательный процесс в ДОУ является целенаправленным процессом всестороннего развития, воспитания и обучения детей в возрасте от 3-х до 7-ми лет, с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый с применением различных моделей и форм дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС.
Понятие образовательной среды ДОУ
Для успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, важным является создание образовательной среды.
Образовательная среда ДОУ направлена на:
- Обеспечение охраны и укрепления психического и физического здоровья воспитанников;
- Обеспечение эмоционального благополучия детей;
- Профессиональное развитие педагогических работников;
- Создание эффективных условий для развивающего вариативного дошкольного образования;
- Обеспечение открытости и доступности дошкольного образования;
- Создания условий для предоставления родителям (опекунам) возможности принимать активное участие в реализуемой ДОУ образовательной деятельности;
Образовательная среда ДОУ оказывает воздействие на результативность образовательного процесса, характер устанавливаемого межличностного взаимоотношения между субъектами образования и на развитие каждого воспитанника.
Компоненты образовательной среды ДОУ:
- Взаимодействие между участниками образовательного процесса – представляет собой согласованную деятельность воспитателя, воспитанников и родителей, направленное на достижение образовательных задач и получение конкретного образовательного результата.
- Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ – является составной частью образовательной среды ДОУ, представлена материалами, мебелью, игрушками, инвентарем и т.д., подобранными в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
- Содержание дошкольного образования – это совокупность знаний, умений и навыков, мировоззрения, нравственных и эстетических идей, элементов познавательного, творческого и социального опыта.
Все указанные компоненты образовательной среды ДОУ находятся в тесной взаимосвязи и реализуются воспитателем в совокупности.
Свойства и структура образовательной среды ДОУ
Основные свойства образовательной среды ДОУ:
- Гибкость – способность образовательной структуры быстро перестраиваться, в соответствии с меняющимися потребностями окружающей среды, общества и личности.
- Непрерывность – преемственность и взаимодействие всех входящих в образовательную среду ДОУ элементов.
- Вариативность – предусматривает возможность изменения образовательной среды в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом и государством к дошкольному образованию.
- Интегрированность – направлена на обеспечение качественного решения воспитательных задач, путем усилия взаимодействия всех входящих в нее структур.
- Открытость – предусматривает возможность широкого участия всех субъектов образования в управлении образовательным процессом, демократизация форм воспитания и обучения.
Современная образовательная среда предусматривает совокупность всех ее свойств в образовательном процессе ДОУ. Данные компоненты реализуются на основании особой педагогической поддержки, которая скрыта от воспитанников и находится в полном ведении педагога.
Структура образовательной среды включает в себя:
- Физическое окружение – представлено пространственно-предметными компонентами.
- Человеческий фактор – социальный компонент.
- Программа обучения – представляет собой психолого-дидактический компонент.
Содержание образовательной среды ДОУ включает в себя два основных компонента:
- Предметно-пространственная среда дошкольной организации;
- Социально-культурная среда – система духовных ценностей.
Таким образом, образовательная среда ДОУ является открытой, живой системой, которая находится в постоянной динамике и меняется с взрослением ребенка, тем самым помогая ему осваивать необходимые возрастные задачи.