Концептуальные идеи достижения высокого качества образования
Качество образования – это показатель развития системы образования и подготовки учащихся, отражающий уровень их соответствия федеральным стандартам в области образования, государственной политике в сфере образования, потребностям юридических и физических лиц, в интересах которых реализуется образовательная деятельность.
Качество образования отражает то, насколько достигнуты планы и прогнозы реализации краткосрочных и долгосрочных образовательных программ. Оно выступает интегральным критерием функционирования образовательной сферы страны, характеризуя степень достижения системы образования итогов, предусмотренных в планах образовательной политики, выполнения ею своего целевого назначения, а также условий реализации образовательного процесса требованиям, установленным нормативными правовыми актами, ожиданиям в общественной среде и индивидуальным потребностям граждан.
Федеральные образовательные стандарты выдвигают, в качестве ведущего требования развития образовательной системы, создание качественной образовательной среды. Система образования должна функционировать, исходя из требований государства, социальных потребностей и современных тенденций развития, отвечать запросам родителей и учащихся, исходя из потребностей, индивидуальной специфике развития, интересов, стремлений и склонностей учащихся.
Достижение развития образовательной сферы на высоком качественном уровне обеспечивается различными путями. Существует несколько идей по развитию высококачественного образования.
Идея первая. Ориентация на системный подход в управлении образовательной сферой. Такой подход предполагает рассмотрении образования в качестве системы, состоящей из большого количества взаимосвязанных элементов, пользующаяся в своей деятельности различными источниками для достижения результата, представляющего собой реализованное целевое назначение функционирования образования. Система образования не является закрытой средой. Она имеет внутренние и внешние связи, а своей деятельности ориентируется на получение обратной связи. Таким образом, каждое учреждение образования представляет собой открытую систему, которая подвержена внешним факторам воздействия. Необходимо реагировать на социальный заказ общества, отвечать его тенденциям. От того, насколько своевременно происходит реакция образовательной среды на социальные изменения зависит успешность ее функционирования и поддержание качества образования на высоком уровне. Учебные учреждения должны умело оперировать аналитическими данными, уметь предвосхищать социальные тенденции и делать прогнозы. Качество образования должно опираться на следующие принципы достижения его успешности:
- Стабильность целевого назначения образования, осознание его цель и задач, а также вариантов их достижения;
- Опора на принцип успешности в работе образовательного заведения;
- Заложение качества образования на стадии прогнозирования функционирования системы образования;
- Опора образования на научных подход;
- Постоянное обучение и переобучение, совершенствование навыков и мастерства педагогического состава образовательной сферы;
- Применение командного метода управления;
- Целостность системы образовательного заведения.
Идея вторая. Вариативность образования. Такое образование должно отвечать потребностям и возможностям каждого учащегося, имеющего индивидуальную специфику развития. Эта идея базируется на принципах индивидуализации процесса обучения и его дифференциации. Это означает, что обучение должно строиться с учетом индивидуальных потребностей и способностей учащихся. Это предполагает наличие различных вариантов содержания обучения, его методов и интенсивности прохождения образовательного процесса, применение различных форм и методов обучения, творческого подхода, индивидуальных образовательных путей. Развитие системы образования по принципу вариативности вносит конкретные изменения в процесс обучения. Он имеет иной стиль взаимодействия педагога и учащегося. Учащийся выступает в качестве субъекта процесса обучения, имеющего право выбора его содержания и, несущего ответственность за этот выбор. Педагог же, выступает в качестве помощника, осуществляющего поддержку в выборе учащимся, направляя его.
Идея третья. Система критериального оценивания. Предполагается, что в системе образования присутствуют два отдельных системных компонента: оценка и оценочная деятельность. В учебных учреждениях должна быть введена и развита критериальная система оценивания. Каждый учащийся должен быть привлечен к оценочной деятельности, развивать навыки самооценки. Оценивание должно производится на основе объективных и субъективных методов оценивания, интегральное оценивание. Процесс оценивания сводится к оценке достигнутых итогов, а также процесса их формирования, а еще развитие сучащимися своего самооценивания.
Стратегия и тактика развития качественного образования в учебном учреждении
Чтобы обеспечить реализацию системного подхода в обучении, требуется:
- Привлекать родителей к учебно-воспитательному процессу, чтобы выработать единую педагогическую позицию в образовании;
- Создание условий для успешной социализации учащихся;
- Создание системы самоуправления, чтобы привлечь учащихся к проблемам образовательного заведения, развивать волонтерство, обучить юридическим основам функционирования учебного учреждения;
- Развивать и совершенствовать систему внутреннего контроля.
Вариативность образовательной системы достигается за счет оптимизации системы образования на основе требований, установленных федеральными стандартами, применение форм и методов, обеспечивающих нравственное развитие учащихся и их интеллектуально-научное обучение, развитие системы профильного обучения учащихся и оптимизации предпрофильной подготовки.
Образовательную среду любого учреждения необходимо оптимизировать таким образом, чтобы создать условия для дифференцированного обучения и реализации индивидуального подхода в обучении. Это производится путем развития проектной и исследовательской деятельности учащихся, развитии внеурочных занятий, путем организации клубов и кружков по интересам, творческих объединений.
Образовательная среда должна быть ориентирована на сохранение физического и психического здоровья учащихся, быть открытой для внешнего взаимодействия, иметь современное материально-техническое оснащение.
Комплексная оценка итогов образовательной деятельности проводится посредством оценки состояния здоровья учащихся, результатов их личностного развития и усвоения различных дисциплин.