Основные принципы нравственности воспитываются в детях на этапе их начального обучения в школе. В этот период закладываются основы социального поведения, прививаются его нормы и принципы. Ребенок усваивает устройство социального пространства и законы его функционирования. Кроме того, ребенок попадает в коллектив, где он взаимодействует с другими людьми, учится взаимопониманию, у него формируются свои взгляды и убеждения.
Ребенок младшего школьного возраста является наиболее восприимчивым к усвоению нравственных ценностей и эстетических норм поведения. Поэтому в этот период необходимо сосредоточить все силы на воспитании нравственных ценностей и основ поведения. воспитание нравственности реализуется во всех направлениях деятельности младшего школьника: учебной, воспитательной, внеурочной, трудовой и т.д.
Целевое назначение нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность – это различные виды деятельности, ориентированные на развитие ребенка, расширение его кругозора и, проводимые в не учебное время.
Внеурочная деятельность может быть осуществлена в виде проведения различных праздников и мероприятий в школе, организации кружков, клубов по интересам, олимпиад, спортивных соревнований, секций в стенах школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию, привлечение детей к волонтерской работе. Все эти направления деятельности способствуют формированию нравственных основ поведения ребенка, закрепляют в его сознании моральные принципы и эстетические нормы общественного поведения и взаимодействия.
Внеурочная деятельность, ориентированная на воспитание нравственных свойств личности нацелена на духовно-нравственное обогащение и развитие личности, раскрытие ее природного потенциала и формирование нравственных основ во всех направлениях деятельности ребенка.
Внеурочная деятельность способствует получением учащихся социальных знаний и навыков деятельности. учащиеся младших классов знакомятся в основами социального поведения и построения общественных взаимоотношений. Взаимодействуя с другими детьми в ходе внеурочной деятельности, учащийся вырабатывает определенное эмоциональное отношение к законам общества, осознает значимость соблюдения его правил.
В итоге воспитательных мероприятий по развитию нравственных качеств младших школьников во внеурочной деятельности должны быть достигнуты следующие результаты:
- Осознание школьниками важности моральных принципов общественного поведения;
- Развитие установок на выработку нравственного самосознание личности. Иными словами, предполагается активизировать совесть ребенка;
- Создание мотивов для последующего нравственного развития и совершенствования;
- Создание морально устойчивой психики ребенка. Ребенка необходимо научиться бороться со злом, уметь противостоять искушениям и соблазнам совершения асоциальных действий;
- Развитие качеств сострадания, милосердия, проявления терпимости, уважения и любви к другим людям.
Внеурочные мероприятия, ориентированные на нравственное развитие младшего школьника
В начальной школе уделяется огромное внимание нравственному воспитанию ребенка. Поэтому, педагогами каждого начального класса составляется план внеурочных мероприятий на учебный год. В нем расписываются все школьные праздники, которые планируется отмечать, классные часы различных направлений: патриотического, экологического, социального, организация экскурсий и встреч с интересными людьми: ветеранами войны, работниками МВД, историками и т.д. кроме того, педагоги могут планировать проведение семейных соревнований, поездки куда-либо, походы в музеи, галереи, на выставки.
Основными формами внеурочной деятельности, нацеленной на нравственное воспитание учащихся являются следующие:
- Организация творческой деятельности. в школе могут быть созданы художественные и музыкальные кружки, творческие мастерские, организовываться театральные выступления;
- Создание факультативных кружков и клубов по интересам. Они ориентированы на развитие индивидуальных интересов отдельных учащихся. Кружки могут иметь разную тематику и направление деятельности. они могут ориентироваться на развитие эстетических качеств ребенка, патриотических чувств, быть познавательными или оздоровительными, спортивными или творческими;
- Организация выставок. В школах могут периодически организовываться выставки работ учащихся младших классов. Они могут быть посвящены трудовому направлению детской деятельности или творчеству;
- Организация школьных праздников. Массовое празднование в стенах школы – одно из любимых удовольствий младшеклассников. Например, в школах можно устроить празднование дня рождения какого-то писателя или поэта, художника, скульптора. Посветить целую неделю знакомству с его творчеством. Привлечь учащихся к выполнению самостоятельных заданий творческой направленности. Также, в школах отмечается «День учителя», «День матери», «Новый год», «День победы» и др.;
- Организация классных часов. Классные часы могут быть организованы в виде викторин, игр, обычных бесед и рассказов. Педагог может пригласить родителей, чтобы приобщить их к участию в нравственном воспитании их ребенка. Классные часы могут быть организованы и для того, чтобы обсудить насущные проблемы классного коллектива и совместно их решить;
- Участие младших школьников в волонтерской деятельности. Можно организовать уборку парка, сбор мусора на территории школы, изготовить кормушки для птиц, самостоятельно сделать подарки для ветеранов войны, инвалидов, пожилых людей;
- Проектная деятельность. Эта деятельность ориентирована на развитие личности и раскрытие творческого потенциала младшего школьника. Она помогает сформировать адекватную самооценку у учащихся, сформировать навыки построения коммуникативных связей и социального взаимодействия, воспитать целеустремленность, самостоятельность, умение решать стандартные задачи творческим путем.
В зависимости от направленности внеурочная деятельность помогает развить у учащихся основы экологической культуры, углубить знания о природе и законах ее функционирования, познакомить детей с обычаями и традициями своего народа, развить у них представления о добре и зле, хороших и плохих поступках, сформировать свою жизненную позицию.