Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование нравственно-этических ориентаций у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Основные направления внеурочной деятельности младших школьников

Определение 1

Внеурочная деятельность – это деятельность, организованная внешкольными учреждениями или учебными заведениями, но во внеурочное время, ориентированная на развитие учащихся в различных направлениях и организованная способами, отличными от построения программ прохождения учебных занятий.

К направлениям внеурочной деятельности могут быть отнесены занятия в разнообразных кружках, спортивных секциях, театральные занятия, участие в выступлениях КВН, сообществах по интересам, в диспутах, научных сообществах, в олимпиадах и соревнованиях.

Внеурочная деятельность имеет свои преимущества, заключающиеся в том, что она предоставляет учащимся широкий спектр разнообразных занятий, которые они выбирают по своему интересу и наклонностям. Это позволяет расширить кругозор учащихся и способствует развитию их личности в различных направлениях.

Особенно актуальным представляется ориентация внеурочной деятельности на развитие нравственных качеств ребенка и формированию его эстетических представлений.

Организация внеурочной деятельности учащихся начальной школы может производиться различными физическими и юридическими лицами, компетентными в этой области:

  • Педагогами начальных классов;
  • Педагогами-предметниками;
  • Родителями учащихся;
  • Организациями дополнительного образования;
  • Спортивными организациями и секциями;
  • Учреждениями культуры;
  • Общественными объединениями;
  • Летними школами и лагерями.

Внеурочная деятельность и ее организация регулируется федеральными образовательными стандартами. Они устанавливают следующие направления внеурочной деятельности:

  • Спортивно-оздоровительное;
  • Художественно-эстетическое;
  • Научно-познавательное;
  • Военно-патриотическое;
  • Деятельность, ориентированная на принесение пользы обществу;
  • Проектная деятельность.

Каждое из этих направлений, в той или иной степени, оказывает воздействие на формирование нравственно-этических направлений личностного развития младших школьников. Они формируются в ходе принятия участия детей в игре, познавательной работе, проблемно-ценностном общении, простом досуговом общении, выполнении художественных творческих проектов, участие детей в социальном творчестве, выполнении разнообразных видов трудовой деятельности, спортивных мероприятиях, а также в ходе проведения экскурсий и туристических мероприятий.

«Формирование нравственно-этических ориентаций у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Уровни нравственного развития младшего школьника во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность любой направленности ориентирована на достижение определенного воспитательного результата, связанного с нравственным развитием личности, формированием у ребенка этических представлений и норм общественного поведения.

Плановые результаты реализации внеурочной деятельности можно подразделить на несколько уровней:

  • На первом уровне происходит построение взаимодействия между педагогом и учащимися, в ходе которого происходит усвоение норм социального поведения. педагог знакомит учащихся с устройством общества, рамками, в которые должно укладываться поведение всех его членов, объясняет причины, по которым нельзя нарушать правила социального поведения и взаимодействия.
  • На втором уровне взаимодействие строится между одноклассниками или формируются дружеские связи между детьми. Таким образом, младшие школьники получают представление о системе общественного взаимодействия, учатся строить коммуникативные связи, получают опыт переживаний и формируют положительное отношение к фундаментальным ценностям социума.
  • На третьем уровне реализуется взаимодействие учащихся с субъектами социальной среды т.е. младший школьник получает опыт самостоятельного выполнения какого-то общественного действия, посредством которого они учатся действовать в соответствии с этическими нормами поведения.

Влияние различных направлений внеурочной деятельности на формирование нравственно-этических ориентаций

Разнообразные виды и направления внеурочных занятий оказывают разное влияние на развитие нравственных свойств личности и формирование основ этического поведения.

Рассмотрим некоторые их них:

  1. Познавательная деятельность. Внеурочная деятельность может быть ориентирована на расширение знаний учащихся в какой-то области, ознакомление с более широким кругом данных, по сравнению со школьной программой по различным дисциплинам. Познавательные занятия ориентированы на передачу детям социальных знаний и приобщение их к фундаментальным национальным ценностям. К таким занятиям можно отнести разнообразные экспериментальные проекты, олимпиады, конференции, брейн-ринги. На них младшие школьники могут получить знания гуманитарной, здоровьесберегающей, эстетической и экологической направленности. Кроме того, организация разнообразных экскурсий нацелена на получение, как дополнительных знаний учащихся по определенной тематике, так и на знакомство с культурными ценностями, историей, воспитание ценностного отношения к культуре и экологии своего родного края, страны и планеты.
  2. Проблемно-ценностное общение. Для учащихся младших классов регулярно проводятся беседы этической направленности. Они нацелены на воспитание у детей ответственного поведения в школе и за ее пределами, знакомство с понятиями добра и зла, хорошего и плохого. Также, дети знакомятся с правилами хорошего тона, изучают правила этикета. Им прививается любовь к прекрасному, Родному краю, воспитывается патриотизм, формируется жизненное мировоззрение.
  3. Игровая деятельность. Она ориентирована на расширение кругозора учащихся в увлекательной для них форме. Игры помогают развить познавательную активность учащихся, воспитывают культуру поведения в коллективе: учат считаться с чужим мнение и интересами, расширяют кругозор.
  4. Художественное творчество. Оно позволяет сформировать у младших школьников эстетический вкус, привить им любовь к искусству, красоте. Помимо этого, художественное творчество укрепляет уважительное отношение к труду, способствует развитию нравственных принципов общественного поведения, а также помогает раскрыть творческий потенциал ребенка и развить его. Ребенок познает себя через искусство, учится замечать прекрасное в каждом объекте, процессе и явлении.
  5. Трудовая деятельность. Такая деятельность в младших классах может быть представлена в виде организации дежурств в классе, уборки класса, принятие участия детей в школьных субботниках, организации сезонных общественно-полезных работ для детей и их родителей. Все это развивает уважительное отношение к труду, помогает усвоить его значимость и ценность.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 27.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot