Проектная деятельность в дошкольном обучении – это форма организации учебно-воспитательной работы, основанная на совместной творческой, игровой, обучающей деятельности детей, требующей выполнения самостоятельных действий и проявления инициативности.
Педагог организует проектную деятельность разной направленности. Выбор темы зависит от конкретных целей, которых воспитатель желает достичь в ходе воспитания и обучения дошкольников.
Проектная деятельность относится к современным технологиям, ориентированным на гуманистическое воспитание детей, их общее культурное, духовное и нравственное развитие.
Организация проектной деятельности нравственной направленности
Метод проектов занимает особое место в дошкольном воспитании, поскольку, способствует нравственному развитию подрастающего поколения.
Дошкольный возраст – актуальный период нравственного становления личности. Это обусловлено следующими показателями его реализации:
- Развитие познавательного интереса;
- Развитие основ сотрудничества;
- Создание условий для объединения детей по общим интереса и потребностям;
- Формирование основ взаимопонимания и взаимодействия;
- Развитие системы совместной работы детей, воспитателей и родителей;
- Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников;
- Воспитание бережного отношения к ресурсам, природе, человеку, трудовой деятельности.
Работа по реализации проектной деятельности, ориентированной на нравственное развитие дошкольников, включает в себя следующие этапы:
- Целеориентация. Педагог определяет конкретную цель деятельности т.е. нравственные свойства, ориентиры, которые должны быть выработаны у детей по ходу деятельности.
- Определение формы проектной деятельности. Все проекты для дошкольников реализуются в игровой форме. Проблема, поставленная в качестве цели проекта, требует совершения учащимися различных игровых действий, приводящих к эмоциональному всплеску и творческой активности личности ребенка.
- Определение содержания проекта, обусловленного его темой и целевым назначением. Содержание работы предполагает выбор адекватному конкретному дошкольному возрасту материала, актуальных направлений деятельности, возбуждающих интерес ребенка.
- Разработка направлений поисковой и практической работы. Работа может быть реализована в парах, мини-группах, с привлечением родителей, объединением педагога, детей и родителей, а также привлечением сторонних общественных организаций- социальных институтов детства.
- Организация совместной работы творческого характера и поисковой направленности. Работа предполагает нахождение путей решения проблемы и применение творческих методов достижения поставленной цели т.е. активизируется фантазия детей и их творческий активный поиск.
- Создание предметно-развивающего пространства. Оно должно отвечать условиям реализации проекта и его целевому назначению.
- Работа над проектом. Она предполагает реализацию проекта по частям, по отдельным операциям.
- Коррекция проектной деятельности. Педагог проверяет выполнение проекта детьми, помогает в проведении анализа и оценке деятельности, даче оценки реализации поставленных целей. Вводятся поправки в работу и проект доводится до своего логического завершения.
- Презентация проектов. Дети представляют результаты своего труда, демонстрируют, чего им удалось достичь. К презентации могут быть привлечены родители.
Сущность проектной деятельности дошкольников состоит в активном участии педагога и родителей в ее реализации. Сотрудничество и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, также формирует нравственную основу личности ребенка, вырабатывает нравственные принципы его существования.
Условия продуктивной реализации проектной деятельности в ДОУ
Основными условиями продуктивного применения проектной деятельности, ориентированной на нравственное воспитание дошкольников, являются следующие:
- Индивидуальный подход. Выбор темы проекта, разделение детей на группы, направленность деятельности должны учитывать уровень развития дошкольника конкретного возраста, его потенциальные возможности и интересы.
- Добровольность деятельности. Проекты организуются на основании мотивации детей к деятельности. Нельзя принуждать детей к выполнению проектных заданий. Деятельность имеет добровольную основу и опирается на мотивацию.
- Акцент на самостоятельность и инициативность дошкольников. Важно, возбуждать у детей желание к деятельности, активизировать их инициативу. Оказание помощи требует особого подхода, позволяющего сохранить инициативность и самостоятельность работы детей.
- Организация поэтапной работы, приводящей к конкретному результату.
- Совместный характер деятельности. Проекты требуют объединения усилий детей и взрослых, их совместную работу, ориентированную на достижение общей цели.
- Проблема, тема, заложенная в основу проектной деятельности должна отвечать возрасту дошкольников, их опыту жизнедеятельности, затрагивать проблемы ближайшего окружения детей.
- Проведение анализа реализации проекта и подведение итогов.
В нравственном воспитании применяются проекты, затрагивающие темы Родины, любви к ней, уважения к старшим, почитания героев и их подвигов, окружающего мира и его устройства, экологические вопросы, а также красоту и богатство мира, искусства, истории.
В вопросах нравственного воспитания, актуально использование проектов на темы народной культуры, народного творчества, традиций, обычаев, ценностей. Народная культура приобщает каждого ребенка к прошлому своего народа и его ценностям, способствует усвоению норм и правил поведения, социального взаимодействия, развивает навыки художественного творчества, воспитывает вкус, чувство прекрасного, патриотизм и духовные качества личности.