Понятие и разновидности норм социальной педагогики
Нормы социальной педагогики – это правила, регламентирующие поведение личности в процессе ее жизнедеятельности, а также стандарты общественного поведения, коллективного взаимодействия, которые требуется соблюдать для нормального функционирования общества и положительного местоположения в нем личности.
Нормы социального поведения характеризуют дозволенность выполнения личностью определенных действий. Они характеризуют те действия и поступки, которые необходимо выполнять, а также определяют способы построения оптимального взаимодействия между всеми членами общества.
Нормы в разнообразных сферах деятельности выступают характеристикой разнообразных процессов и объективного положения вещей в ней, не существуя в данной реальности.
В социальной педагогике выделяют следующие разновидности норм:
- Предметные нормы – совокупность знаний, навыков и умений, которые требуются для усвоения образовательной программы, ознакомления с ее содержанием, его понимание.
- Социально-возрастные нормы – количество умственных качеств личности и свойств ее индивидуального развития, которые должны присутствовать на различных этапах возрастного развития ребенка.
- Индивидуальные нормы – отражают индивидуальные особенности развития личности, ее уникальность и специфику развития.
- Идеальные нормы – определяют вариант личностного существования в общественной среде. Эти нормы отражают именно качественные показатели развития. Они характеризуют саморазвитие и самосовершенствование личности в различных социальных обстоятельствах и окружающем пространстве. Такие нормы характеризуются невозможностью их достижения. Но стремление к идеальным нормам необходимо, потому что оно отражает процесс личностной социализации.
Отклонения от норм развития
Отклонение от нормы – это показатель развития, который не соответствует норме.
Отклонения от нормы социального поведения могут носить разнообразный характер. Они могут быть положительными, поскольку отражают личностный рост, его интенсивный темп, развитие творческих направлений деятельности, раскрытие потенциала личности, а могут быть и отрицательными, свидетельствуя о развитии негативного поведения, совершении преступлений, асоциального поведения. отрицательные отклонения оказывают негативное воздействие не только на личностное развитие, но и на общественный уклад в целом.
Все отклонения от социальных норм делятся на следующие основные группы:
- Физические отклонения. Такие отклонения связаны с проблемами со здоровьем человека. Они подтверждаются медицинскими исследованиями. К физическим отклонениям относятся разнообразные недуги и недостатки в развитии, приводящие к серьезным отклонениям и ограниченным возможностям развития. Они могут быть, как тяжелой формы, так и легкой.
- Психические отклонения. К ним относятся те отклонения от норм социального поведения, которые обусловлены разнообразными заболеваниями психического характера, дефектами в психическом функционировании процессов организма. К психическим недостаткам относятся речевые дисфункции, болезни, обусловленные повреждениями головного мозга, нарушения нормального функционирования эмоционально-волевой области, различные проявления умственной отсталости, торможения психического развития. Кроме того, к психическим отклонениям относится и детская одаренность, поскольку отклонения могут носить и положительный характер. Одаренность отражает развитие способностей в какой-либо области деятельности на высоком уровне. Она помогает создать для общества креативные идеи, оригинальные, новаторские продукты.
- Педагогические отклонения. К таким отклонениям относится уход от правил соблюдения стандартов педагогического процесса и его итогов. Сюда входят прогулы детей, пропуск какой-то образовательной ступени, уход из учебного заведения до окончания образовательного курса.
- Социальные отклонения. Они связаны с нарушением универсальных и частных норм социального поведения личности. Отклоняющимся поведением может выступать преступность и алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество.
Рисунок 1. Типы отклонений от нормы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следует отметить, что отклонения от социальных норм имеет сложный и многогранный характер. Каждое отклонение приводит к развитию новых отклонений, в результате формируется целая цепочка отклонений. Также, отклонения подвержены воздействию многих факторов. Их развитие может быть обусловлено не только отрицательными показателями личностного становления и развития, но и некоторыми положительными моментами.
Этические нормы поведения социального педагога
Этические нормы поведения социального педагога – это правила организации учебно-воспитательной деятельности, которые должны быть соблюдены участниками социально-педагогической работы, профессионалами своей деятельности».
Такие нормы выражают этику педагога, содержащую требования, проявляемые к:
- профессиональной деятельности педагога;
- другим участникам педагогического процесса;
- организациям, взаимодействующим с социальным педагогам.
Нормами этического поведения социального педагога являются:
- непрерывное саморазвитие и повышение качества своей профессиональной работы;
- следование этическому кодексу и стандартам поведения;
- способствование повышению статуса социально-педагогической деятельности в глазах общественности за счет ее качества и избежание критики;
- следование принципам педагогической деятельности;
- выполнять действия, отвечающие интересам всех участников педагогического процесса, не ущемляя их;
- уважение групповых интересов, потребностей коллег и иных участников учебно-воспитательного процесса;
- следование советам и рекомендациям, носящим положительный характер и, способствующим профессиональному росту и развитию, а также общественному прогрессу;
- дружественные взаимоотношения с учреждениями, сотрудничающими с педагогом, соблюдение их требований и принципов деятельности;
- формирование и непрерывное развитие межведомственного взаимодействия социально-педагогической деятельности;
- формирование позитивной атмосферы в коллективе, развитие групповой работы и поддержка в проявлении инициативы и новаторства.