Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема

Понятие неуспеваемости

Определение 1

Неуспеваемость – это несоответствие уровня подготовленности учеников требованиям содержания образования, которое может быть зафиксировано по истечении некоторого значительного временного промежутка. Причинами этого явления могут выступать совершенно разные явления от болезни ученика, его недисциплинированности и слабохарактерности до плохих бытовых условий, конфликтов с учителями и одноклассниками.

Всем неуспевающим школьникам свойственна, в первую очередь, слабая самоорганизация в процессе учения – у них отсутствуют сформированные способы и приемы учебной работы, но отмечается устойчивый неправильный подход к учебной деятельности.

Неуспевающие учащиеся на уроках и дома работают не систематически, а если перед ними встает необходимость подготовки урока, то или делают это наспех, без анализа учебного материала, или многократно перечитывают его, чтобы заучить наизусть, без понимания сути заучиваемого. Такие ученики не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают взаимосвязей между новым материалом и старым. В связи с этим, знания неуспевающих детей становятся бессистемными и абсолютно фрагментарными.

Таким подходом к учению вызывается систематическая интеллектуальная недогрузка, что в свою очередь может привести к существенному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще большему усилению их отставания от остальных одноклассников.

Низкий уровень самоорганизации неуспевающих школьников проявляется также низким уровнем сформированности памяти, восприятия, воображения, так же неумением организовывать собственное внимание. Обычно на уроках неуспевающих школьников отличает невнимательность.

Причины неуспеваемости

Основные причины пробелов в знаниях учеников могут быть подразделены на две группы:

  • внутренние, субъективные, зависящие от учащегося;
  • внешние, объективные, которые не зависят от ученика.

Одна из наиболее распространенных внутренних причин – недостаточно развитое мышление учеников, а также других познавательных процессов, неготовность детей осуществлять напряженную интеллектуальную деятельности в процессе обучения.

Еще одна субъективная причина – низкий уровень навыков учебной деятельности школьников, то есть невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала. Если подразделить всех отстающих на систематически и эпизодически неуспевающих, то оказывается, что каждый второй эпизодически неуспевающих ученик характеризуется именно отсутствием необходимого объема навыков учебного труда, неорганизованностью, что и представляет основную причину двоек.

«Неуспеваемость учащихся как педагогическая проблема» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Следующая распространенная причина неуспеваемости – нежелание учащегося учиться в связи с отсутствием достаточно сильных положительных стимулов к непосредственному процессу учения. Нежелание учиться может возникать по разным поводам. В основном, это трудности учения. Иногда, нежелание учиться вызвано объективной трудностью предмета для конкретного учащегося. В таком случае необходимо всеми доступными методами его стимулировать, продемонстрировать радостную сторону познания и преодоления трудностей, развивать интерес к предмету. Важной причиной выступает большое количество пропусков в связи с болезнью ученика. Если у ребенка есть отклонения по здоровью, он быстро утомляется и плохо воспринимает учебный материал.

К объективным причинам неуспеваемости относят:

  • отсутствие у школьников способностей к тому или иному предмету. Им бессмысленно выставлять плохие отметки. Для таких детей следует выстроить индивидуальную поэтапную программу, которая бы предусматривала посильную и постепенно усложняющуюся работу, для подведения их к обычным требованиям. Это ликвидирует пробелы в знаниях, помогая усвоить ряд основных положений нового материала;
  • неблагополучная семья – отсутствие нормальных условий для работы учащегося, его отдыха. В таком случае у ребенка может пропадать интерес к учебе, появляются пробелы в знаниях;
  • профилактическая двойка – иногда учителя могут выставлять двойки за то, что ученик отказывается отвечать. Со стороны это кажется объективным, но иногда такие двойки накапливаются, и вызывают в ребенке неуверенность в своих силах, безразличие к получаемой отметке.

Пути преодоления неуспеваемости школьников

В современной дидактике основными путями преодоления неуспеваемости предлагаются следующие:

  • педагогическая профилактика – поиск нормальной педагогической системы, включая использование активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемное и программированное обучение, информатизацию педагогической деятельности;
  • педагогическая диагностика является систематическим контролем и оценкой результатов обучения, своевременным выявлением пробелов. Для этого используют беседу учителя с учащимися, родителями, наблюдение за трудными учениками с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестирований с анализом результатов, обобщение их в таблицы в соответствии с типами допущенных ошибок;
  • педагогическая терапия – представлена мерами, направленными на устранение отставаний в учебе. В отечественной школе это реализуется на дополнительных занятиях, на Западе – в группах выравнивания. Преимущества таких групп – в проведении занятий на основании результатов серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Они проводятся специально обученными педагогами, а посещение занятий является обязательным;
  • воспитательное воздействие – так как неудачи в учебной деятельности чаще всего связаны с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками необходимо вести индивидуально планируемую воспитательную работу, включающую также работу с семьей школьника.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 12.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot