Понятие нетрадиционного урока
Нетрадиционный урок – это учебное занятие, обладающее нетипичной структурой и характеризующееся нестандартной формой проведения.
В современных условиях, когда активно развивается начальная школа, каждому учителю необходимо проявлять творческое начало. То есть они должны проводить уроки увлекательно и разнообразно. Своеобразие работы учителя в начальной школе заключается в том, что он должен быть специалистом в нескольких разноплановых науках: математике, русском языке, литературном чтении, технологии, так как один учитель должен преподавать все эти предметы.
Урок – основная форма организации школьного обучения. Это педагогическая единица процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения конкретизированы и правильно решаются и воплощаются в жизнь.
Кроме тематического планирования, определяющего систему уроков по той или иной теме, цель каждого урока – правильно отбирать те организационные формы работы с учениками, которые максимально соответствуют задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета и общим целям обучения.
В условиях внедрения ФГОС особую роль играют технологии деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность детей, поддерживая стабильный интерес к учебной работе, а также помогают лучше усваивать программный материал.
Признаки и типы нетрадиционного урока
Нестандартный урок представляет собой учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру. В начальной школе нетрадиционные уроки занимают важное место, что связано с возрастными особенностями младших школьников, игровым базисом этих уроков, оригинальностью их проведения.
Задания, получаемые детьми на нетрадиционных уроках, помогают поддерживать творческий поиск. К признакам нетрадиционного урока относят:
- наличие элементов нового, изменение внешних рамок, мест проведения;
- использование внепрограммного материала, организация коллективной деятельности, сочетающейся с индивидуальной работой;
- привлечение для организации урока людей разных специальностей;
- достижение эмоционального подъема учеников посредством оформления кабинета, использования НИТ;
- выполнение творческих заданий;
- проведение обязательного самоанализа во время подготовки к уроку, на уроке и по его окончании;
- создание временной инициативной группы, включающей учащихся, чтобы подготовить урок;
- планирование урока заблаговременно;
- четкое формулирование трех дидактических задач.
Выделяют несколько типов нетрадиционных уроков. Наиболее популярные будут охарактеризованы далее.
Урок-экскурсия – предполагает реализацию не в рамках классного кабинета, а на природе, при непосредственном восприятии учениками ее предметов и явлений.
Урокам-экскурсиям свойственна огромная воспитательная роль в развитии детей. Во время выполнения совместных заданий школьники обучаются сотрудничеству и взаимодействию друг с другом.
Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что ученики постепенно учатся отбору необходимой информации из большого ее объема. А также описывают наблюдения с использованием рисунков, пояснений, таблиц и графиков.
Видеоуроки помогают развивать различные стороны психической деятельности учеников, в первую очередь, памяти и внимания. При просмотре в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Это помогает непроизвольному вниманию перейти в произвольное, его интенсивность влияет на запоминание. Вместе с формированием интереса детей к литературе, отмечается и лучшее усвоение изучаемого материала. Это активизирует мыслительную и речевую деятельность учеников, углубляя знание материала и способствуя формированию пассивно-потенциального словаря.
Урок-сказка обычно используется на этапе обобщения и закрепления материала. В качестве завязки может использовать проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление сказочного героя в необычном костюме. Стадия кульминации предполагает борьбу добра и зла, где могут вводиться необычные сведения о героях сказки, споры и шутки, помогающие преодолеть трудности. Окончание урока-сказки предполагает развязку, победу добра над злом.
Урок-праздник – интересная и плодотворная форма проведения уроков. Данный тип урока помогает расширить знания учеников, касающиеся традиций и обычаев, развивающих у детей способность к общению и помогающих им принимать участие в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-интервью– своего рода диалог на заданную тему. Ученики на таком уроке овладевают некоторым количеством частотных клише и используют их в автоматическом режиме. Оптимальным сочетанием структурной повторяемости обеспечивается прочное и осмысленное усвоение.
Уроки-турниры – предполагают использование загадок, скороговорок, кроссвордов и пр. Обычно такой тип уроков проводят в конце четверти на завершающем уроке. Разгадывание головоломок, ребусов, ребусов, чайнвордов помогает в развитии смекалки и укрепляет память.
Урок-игра – игра помогает развивать интерес к обучению у младших школьников. Возбуждение, которое вызывает игра, создает зону торможения для всего происходящего за гранью игры. Игре отведено важное место в жизни детей, большое значение в развитии детского организма имеют подвижные игры, позволяющие выйти наружу двигательной энергии.
Урок-аукцион предполагает наличие обязательного условия о том, что ученики должны уметь хорошо рассказать о той вещи, которую продают, представить каждую ее положительную сторону. На уроке обязательно присутствует демонстрационный стол, за которым находится аукционист и его ассистент, который записывает фамилии тех, кто купил какую-либо вещь. Ученики предлагают на продажу свои вещи, подробно описывая каждое их преимущество.
Урок-спектакль – эффективная и продуктивная форма обучения, предполагающая использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках и помогает совершенствовать произносительные навыки учеников, обеспечивая развитие коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.
Формула эффективности любого урока предполагает две части: тщательную подготовку и мастерство проведения. Если урок плохо спланирован или недостаточно продуман, наспех спроектирован, не согласован с возможностями учеников, то он не может похвастаться достаточным качеством. Подготовка урока предполагает разработку комплекса мер, выбор такого типа организации учебно-воспитательной деятельности, которая в рассматриваемых условиях может обеспечить наивысший конечный результат.