Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нетрадиционные формы уроков в начальной школе

Понятие нетрадиционного урока

Определение 1

Нетрадиционный урок – это учебное занятие, обладающее нетипичной структурой и характеризующееся нестандартной формой проведения.

В современных условиях, когда активно развивается начальная школа, каждому учителю необходимо проявлять творческое начало. То есть они должны проводить уроки увлекательно и разнообразно. Своеобразие работы учителя в начальной школе заключается в том, что он должен быть специалистом в нескольких разноплановых науках: математике, русском языке, литературном чтении, технологии, так как один учитель должен преподавать все эти предметы.

Замечание 1

Урок – основная форма организации школьного обучения. Это педагогическая единица процесса обучения и воспитания. На уроке принципы, методы и средства обучения конкретизированы и правильно решаются и воплощаются в жизнь.

Кроме тематического планирования, определяющего систему уроков по той или иной теме, цель каждого урока – правильно отбирать те организационные формы работы с учениками, которые максимально соответствуют задачам каждой конкретной темы, особенностям предмета и общим целям обучения.

В условиях внедрения ФГОС особую роль играют технологии деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность детей, поддерживая стабильный интерес к учебной работе, а также помогают лучше усваивать программный материал.

Признаки и типы нетрадиционного урока

Нестандартный урок представляет собой учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру. В начальной школе нетрадиционные уроки занимают важное место, что связано с возрастными особенностями младших школьников, игровым базисом этих уроков, оригинальностью их проведения.

Задания, получаемые детьми на нетрадиционных уроках, помогают поддерживать творческий поиск. К признакам нетрадиционного урока относят:

«Нетрадиционные формы уроков в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • наличие элементов нового, изменение внешних рамок, мест проведения;
  • использование внепрограммного материала, организация коллективной деятельности, сочетающейся с индивидуальной работой;
  • привлечение для организации урока людей разных специальностей;
  • достижение эмоционального подъема учеников посредством оформления кабинета, использования НИТ;
  • выполнение творческих заданий;
  • проведение обязательного самоанализа во время подготовки к уроку, на уроке и по его окончании;
  • создание временной инициативной группы, включающей учащихся, чтобы подготовить урок;
  • планирование урока заблаговременно;
  • четкое формулирование трех дидактических задач.

Выделяют несколько типов нетрадиционных уроков. Наиболее популярные будут охарактеризованы далее.

Урок-экскурсия – предполагает реализацию не в рамках классного кабинета, а на природе, при непосредственном восприятии учениками ее предметов и явлений.

Урокам-экскурсиям свойственна огромная воспитательная роль в развитии детей. Во время выполнения совместных заданий школьники обучаются сотрудничеству и взаимодействию друг с другом.

Эффективность урока-экскурсии заключается в том, что ученики постепенно учатся отбору необходимой информации из большого ее объема. А также описывают наблюдения с использованием рисунков, пояснений, таблиц и графиков.

Видеоуроки помогают развивать различные стороны психической деятельности учеников, в первую очередь, памяти и внимания. При просмотре в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Это помогает непроизвольному вниманию перейти в произвольное, его интенсивность влияет на запоминание. Вместе с формированием интереса детей к литературе, отмечается и лучшее усвоение изучаемого материала. Это активизирует мыслительную и речевую деятельность учеников, углубляя знание материала и способствуя формированию пассивно-потенциального словаря.

Урок-сказка обычно используется на этапе обобщения и закрепления материала. В качестве завязки может использовать проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление сказочного героя в необычном костюме. Стадия кульминации предполагает борьбу добра и зла, где могут вводиться необычные сведения о героях сказки, споры и шутки, помогающие преодолеть трудности. Окончание урока-сказки предполагает развязку, победу добра над злом.

Урок-праздник – интересная и плодотворная форма проведения уроков. Данный тип урока помогает расширить знания учеников, касающиеся традиций и обычаев, развивающих у детей способность к общению и помогающих им принимать участие в разнообразных ситуациях межкультурной коммуникации.

Урок-интервью– своего рода диалог на заданную тему. Ученики на таком уроке овладевают некоторым количеством частотных клише и используют их в автоматическом режиме. Оптимальным сочетанием структурной повторяемости обеспечивается прочное и осмысленное усвоение.

Уроки-турниры – предполагают использование загадок, скороговорок, кроссвордов и пр. Обычно такой тип уроков проводят в конце четверти на завершающем уроке. Разгадывание головоломок, ребусов, ребусов, чайнвордов помогает в развитии смекалки и укрепляет память.

Урок-игра – игра помогает развивать интерес к обучению у младших школьников. Возбуждение, которое вызывает игра, создает зону торможения для всего происходящего за гранью игры. Игре отведено важное место в жизни детей, большое значение в развитии детского организма имеют подвижные игры, позволяющие выйти наружу двигательной энергии.

Урок-аукцион предполагает наличие обязательного условия о том, что ученики должны уметь хорошо рассказать о той вещи, которую продают, представить каждую ее положительную сторону. На уроке обязательно присутствует демонстрационный стол, за которым находится аукционист и его ассистент, который записывает фамилии тех, кто купил какую-либо вещь. Ученики предлагают на продажу свои вещи, подробно описывая каждое их преимущество.

Урок-спектакль – эффективная и продуктивная форма обучения, предполагающая использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках и помогает совершенствовать произносительные навыки учеников, обеспечивая развитие коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.

Формула эффективности любого урока предполагает две части: тщательную подготовку и мастерство проведения. Если урок плохо спланирован или недостаточно продуман, наспех спроектирован, не согласован с возможностями учеников, то он не может похвастаться достаточным качеством. Подготовка урока предполагает разработку комплекса мер, выбор такого типа организации учебно-воспитательной деятельности, которая в рассматриваемых условиях может обеспечить наивысший конечный результат.

Дата последнего обновления статьи: 19.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot