Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Нестандартный урок, их виды

Сущность нестандартного урока

Определение 1

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.

Внедрение нестандартного урока в отечественную систему образования относится к середине 70-х годов, когда среди учащихся начала отмечаться опасная тенденция по снижению интереса к учебным занятиям. Именно с целью возбуждения и удержания интереса учащихся к обучению, в образовательный процесс массовых школ стали внедряться нестандартные уроки.

В настоящее время мнение педагогов по отношению к нестандартным урокам расходится:

  1. Часть педагогов видят в них прогресс педагогической мысли и правильный шаг в модернизации современного образовательного процесса.
  2. Другая часть, напротив, считают, что нестандартные уроки являются одним из опасных нарушений педагогических принципов.

Успешность обучения во многом зависит от интереса, который учащиеся проявляют к изучаемому предмету. Для того, чтобы интерес не только возник, но и постоянно поддерживался на должном уровне педагогами используются разнообразные методы, средства и приемы. Использование в процессе обучения нестандартных уроков, способствует тому, что учащиеся с большей радостью и увлечением посещают уроки, лучше усваивают учебный материал, проявляют самостоятельности в обучении.

Проведение нестандартных уроков, целесообразно в период введения или обобщения определенной темы.

Замечание 1

Подготовка к нестандартному уроку требует участия не только педагога, но и учащихся. Это связано с тем, что большая часть урока отведена на представление учащимися своих домашних «заготовок».

Необходимо отметить, что именно домашние задания позволяют применять в обучении индивидуальный подход, так как заданию даются учащимся в соответствии с их интересами и наклонностями.

«Нестандартный урок, их виды» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Нестандартные уроки позволяют не только решить, но и дифференцировать проблемы обучения, расширяют рамки образовательных программ. В рамках нестандартного урока учащиеся имеют возможность реализовать свои творческие способности и творческую самостоятельность. Кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, воображения, инициативности, самостоятельности и воли у учащихся, повысить интерес к знаниям.

Нестандартные уроки проводятся в следующих формах:

  1. Игры и соревнования (конкурсы, викторин, турниры, деловые игры).
  2. Публичное общение (аукционы, дискуссии, диспуты, диалоги).
  3. Урок, опирающийся на фантазию учащихся (сказка, сюрприз).
  4. Урок-практикум и урок-консультация.
  5. Урок, в основе которого имитационная деятельность (литературные прогулки, заочные экскурсии, литературные гостиные, репортажи, интервью).
  6. Уроки, связанные с внеклассной работой (КВН, «Звездный час», «Поле Чудес»).
  7. Интегрированные уроки (один учебный предмет «проникает» в другой).

Виды нестандартных уроков

Классификация видов нестандартных уроков:

  1. Коллективные виды работы в классе – это уроки, предусматривающие коллективную форму организации, при которой в учебном процессе принимают участие все ученики класса.

    Преимуществом данного вида урока является то, что он позволяет охватить педагогу всех учеников, вовлечь их в учебный процесс. Более «сильные» ученики помогают и поддерживают «слабых», что делает урок привлекательным для всех, так как дети не боятся ошибиться, они чувствуют поддержку от одноклассников.

    Использование коллективного урока допускает участие в учебном процессе нескольких классов. Например, организованная тематическая викторина, в которой могут принять участие классы одной параллели.

  2. Урок-конференция – подразумевает заранее подготовленное мероприятие, на котором ученики будут выступать со своими докладами.

    Доклады учащихся содержат в себе обобщенные сведения по ранее пройденным темам, интересные факты и информации. Для большего интереса, доклады могут сопровождаться презентациями.

    Участники урока-конференции не обязательно все должны подготовить доклады. Те ученики, кому не досталось темы или они не вошли по времени в регламент конференции, являются слушателями. Важно, чтобы ученики были не пассивными слушателями, а принимали активное участие – помогали с презентацией, задавали вопросы и т.д.

  3. Тематический учет знаний – направлен на осуществление контроля за усвоением знаний, проводится по итогам проведения отдельной темы или раздела.

    Используются различные формы тематического учета знаний:

    • классический зачет;
    • групповой зачет;
    • круговой зачет;
    • зачет по маршруту.
  4. Урок, представляющий собой «общественный смотр знаний» - это вид нестандартного урока, во время которого уровень усвоения учащимися знаний проверяется предварительно составленная из числа учащихся комиссия.

    Данная форма предусматривает два этапа:

    • первый этап «подготовительный» - учащиеся оформляют стенды, составляют доклады, презентации, схемы, таблицы и т.д., выбирают членов комиссии, зачастую это учащиеся, которые имеют хорошие знания по предмету;
    • второй этап – непосредственное проведение смотра – учащиеся представляют свои доклады, отвечают на вопросы комиссии, в конце урока подводятся итоги.
  5. Урок-экскурсия – это урок, который проводится в рамках реальной экскурсии, либо в рамках теоретической экскурсии (с сопровождением мультмедиа и т.д.).

    Экскурсии способствуют не только усвоению учащимися новых знаний, но также расширению и углублению уже имеющихся. Во время экскурсий развивается коллективизм, дружба, взаимопомощь, память, мышление и кругозор учащихся.

    К урокам-экскурсиям нужно готовиться заранее: выбирать место путешествия, цель, гида, заранее подобрать стихи, песни, вопросы. Дети помогают экскурсоводу составлять рассказ, снабжают его дополнительным материалом, готовят оборудование. Уроки-экскурсии могут основываться на имитационной деятельности, например, заочная экскурсия, экскурсия в прошлое.

Замечание 2

Важным правилом организации нестандартных уроков является учет педагогом возрастных особенностей учащихся, их индивидуальных возможностей и потребностей.

Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot