Сущность нестандартного урока
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную структуру.
Внедрение нестандартного урока в отечественную систему образования относится к середине 70-х годов, когда среди учащихся начала отмечаться опасная тенденция по снижению интереса к учебным занятиям. Именно с целью возбуждения и удержания интереса учащихся к обучению, в образовательный процесс массовых школ стали внедряться нестандартные уроки.
В настоящее время мнение педагогов по отношению к нестандартным урокам расходится:
- Часть педагогов видят в них прогресс педагогической мысли и правильный шаг в модернизации современного образовательного процесса.
- Другая часть, напротив, считают, что нестандартные уроки являются одним из опасных нарушений педагогических принципов.
Успешность обучения во многом зависит от интереса, который учащиеся проявляют к изучаемому предмету. Для того, чтобы интерес не только возник, но и постоянно поддерживался на должном уровне педагогами используются разнообразные методы, средства и приемы. Использование в процессе обучения нестандартных уроков, способствует тому, что учащиеся с большей радостью и увлечением посещают уроки, лучше усваивают учебный материал, проявляют самостоятельности в обучении.
Проведение нестандартных уроков, целесообразно в период введения или обобщения определенной темы.
Подготовка к нестандартному уроку требует участия не только педагога, но и учащихся. Это связано с тем, что большая часть урока отведена на представление учащимися своих домашних «заготовок».
Необходимо отметить, что именно домашние задания позволяют применять в обучении индивидуальный подход, так как заданию даются учащимся в соответствии с их интересами и наклонностями.
Нестандартные уроки позволяют не только решить, но и дифференцировать проблемы обучения, расширяют рамки образовательных программ. В рамках нестандартного урока учащиеся имеют возможность реализовать свои творческие способности и творческую самостоятельность. Кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления, воображения, инициативности, самостоятельности и воли у учащихся, повысить интерес к знаниям.
Нестандартные уроки проводятся в следующих формах:
- Игры и соревнования (конкурсы, викторин, турниры, деловые игры).
- Публичное общение (аукционы, дискуссии, диспуты, диалоги).
- Урок, опирающийся на фантазию учащихся (сказка, сюрприз).
- Урок-практикум и урок-консультация.
- Урок, в основе которого имитационная деятельность (литературные прогулки, заочные экскурсии, литературные гостиные, репортажи, интервью).
- Уроки, связанные с внеклассной работой (КВН, «Звездный час», «Поле Чудес»).
- Интегрированные уроки (один учебный предмет «проникает» в другой).
Виды нестандартных уроков
Классификация видов нестандартных уроков:
Коллективные виды работы в классе – это уроки, предусматривающие коллективную форму организации, при которой в учебном процессе принимают участие все ученики класса.
Преимуществом данного вида урока является то, что он позволяет охватить педагогу всех учеников, вовлечь их в учебный процесс. Более «сильные» ученики помогают и поддерживают «слабых», что делает урок привлекательным для всех, так как дети не боятся ошибиться, они чувствуют поддержку от одноклассников.
Использование коллективного урока допускает участие в учебном процессе нескольких классов. Например, организованная тематическая викторина, в которой могут принять участие классы одной параллели.
Урок-конференция – подразумевает заранее подготовленное мероприятие, на котором ученики будут выступать со своими докладами.
Доклады учащихся содержат в себе обобщенные сведения по ранее пройденным темам, интересные факты и информации. Для большего интереса, доклады могут сопровождаться презентациями.
Участники урока-конференции не обязательно все должны подготовить доклады. Те ученики, кому не досталось темы или они не вошли по времени в регламент конференции, являются слушателями. Важно, чтобы ученики были не пассивными слушателями, а принимали активное участие – помогали с презентацией, задавали вопросы и т.д.
Тематический учет знаний – направлен на осуществление контроля за усвоением знаний, проводится по итогам проведения отдельной темы или раздела.
Используются различные формы тематического учета знаний:
- классический зачет;
- групповой зачет;
- круговой зачет;
- зачет по маршруту.
Урок, представляющий собой «общественный смотр знаний» - это вид нестандартного урока, во время которого уровень усвоения учащимися знаний проверяется предварительно составленная из числа учащихся комиссия.
Данная форма предусматривает два этапа:
- первый этап «подготовительный» - учащиеся оформляют стенды, составляют доклады, презентации, схемы, таблицы и т.д., выбирают членов комиссии, зачастую это учащиеся, которые имеют хорошие знания по предмету;
- второй этап – непосредственное проведение смотра – учащиеся представляют свои доклады, отвечают на вопросы комиссии, в конце урока подводятся итоги.
Урок-экскурсия – это урок, который проводится в рамках реальной экскурсии, либо в рамках теоретической экскурсии (с сопровождением мультмедиа и т.д.).
Экскурсии способствуют не только усвоению учащимися новых знаний, но также расширению и углублению уже имеющихся. Во время экскурсий развивается коллективизм, дружба, взаимопомощь, память, мышление и кругозор учащихся.
К урокам-экскурсиям нужно готовиться заранее: выбирать место путешествия, цель, гида, заранее подобрать стихи, песни, вопросы. Дети помогают экскурсоводу составлять рассказ, снабжают его дополнительным материалом, готовят оборудование. Уроки-экскурсии могут основываться на имитационной деятельности, например, заочная экскурсия, экскурсия в прошлое.
Важным правилом организации нестандартных уроков является учет педагогом возрастных особенностей учащихся, их индивидуальных возможностей и потребностей.