Мотивация обучения – это наличие у учащихся заинтересованности и потребности в учении, познании и развитии.
Данная мотивация является залогом эффективности обучения и достижения целей и задач образования. Поэтому, необходимо развивать мотивацию к обучению на всех его этапах, чтобы активизировать познавательную работу учащегося, направить его на разные виды и направления учебной деятельности.
Мотивация является внутренним мотивом, побуждающим личность к выполнению той или иной деятельности. Мотивы учения бывают различными. Они зависят от целей, которые ставят учащиеся в ходе своего обучения, т.е. от того, чего они хотят достичь в ходе учебной работы.
Мотивация имеет свою специфику в разные возрастные периоды развития личности и на разных этапах обучения.
Особенности формирования учебной мотивации старших школьников
В старшем школьном возрасте происходит активное развитие личности и ее самоутверждения. Она стремится к самореализации в разных сферах и направлениях деятельности. Это вызывает познавательную активность, а, следовательно, рост мотивации к познанию и учению.
В развитии учебной мотивации старших школьников можно выделить следующие особенности:
- Связь учебной деятельности с будущим развитием. Познавательные интересы отражают взгляды учащегося на свое будущее, его стремления и мечты;
- Дифференциация познавательных интересов. Учащиеся данного возраста становятся более самостоятельными. У них раскрывается их индивидуальность, формируются собственные взгляды на мир и его проблемы. Поэтому, познавательные интересы учащихся становятся более разрозненными;
- Стремление к совершенствованию своих учебных навыков, познавательных возможностей;
- Формирование заинтересованности исследовательской деятельностью и ее активное включение в образовательный процесс;
- Освоение приемов самообразования и саморазвития;
- Укрепление и углубление познавательных мотивов за счет повышения интереса к знаниям конкретной научной области, конкретной направленности профессиональной деятельности;
- Формирование социальных мотивов обучения и придание им действенного характера;
- Формирование мотивов профессионального и жизненного самоопределения;
- Постепенное утверждение иерархии потребностей. Приоритетные потребности требуют скорейшего удовлетворения. Как правило они связаны с жизненными планами, профессиональным выбором. А это активизирует познавательную мотивацию.
В старшем дошкольном возрасте происходит соподчинение мотивов деятельности с потребностями. Его установление говорит о личностном развитии учащегося. Однако, возникают различные проблемы в формировании данной связи между мотивами и потребностями. Они разрешаются в ходе применения разных средств и технологий формирования мотивации к обучению и познанию.
Разновидности учебной мотивации старшеклассников
Мотивация к обучению является важным аспектом образовательной деятельности в старших классах школы. Она формирует целенаправленность обучения и ее ориентацию на личностное развитие и профессиональное самоопределение учащегося.
В старшем школьном возрасте происходит расширение познавательных возможностей учащихся, поэтому следует создать все необходимые условия для развития положительной мотивации к обучению.
Учебная мотивация старшеклассников бывает двух основных видов:
- Внутренняя мотивация. Она связана с внутренними побуждениями учащегося к познанию и обучению. Она отражает желание заниматься учебной деятельностью, ее конкретным направлением. Это приносит удовольствие учащемуся, вызывает у него положительные эмоции. Внутренняя мотивация формируется во взаимосвязи с самореализацией старшего школьника, его стремлением к личностному росту, развитию, социальному самоутверждению.
- Внешняя мотивация. Она отражает стремления учащегося угодить кому-то. Это может быть желание не огорчать родителей, соблюдать регламент школы, угодить педагогу, завоевать авторитет в классе. Данная мотивация носит кратковременный характер и характеризуется низкой эффективностью в учебном процессе, достижении высоких образовательных результатов, удовлетворения своей деятельностью. Учащийся не испытывает удовольствия от процесса обучения и делает все наперекор собственным желаниям и потребностям. Также, если внешнее давление прекращается, то мотивация к обучению снижается, а может и вовсе пропасть.
Условия развития учебной мотивации старшего школьника
Чтобы развить у учащегося старшей школы потребность в познании и поставить ее на приоритетную позицию в иерархии его потребностей, необходимо соблюдение ряда условий организации образовательной деятельности. К ним относятся:
- Предоставление учащимся свободы выбора направлений деятельности, содержания образования, внеклассной работы. Это помогает в самоутверждении учащегося, формировании у него ответственности за свой самостоятельный выбор и следование данному пути развития.
- Соответствие целевого назначения образовательной деятельности потребностям, интересам, уровню развития учащегося, жизненным ориентирам учащегося. Итоги образовательной деятельности должны способствовать удовлетворению учащегося, достижению каких-то значимых для него результатов.
- Ориентация обучения на конкретного учащегося, его потенциальные возможности и способности. Необходимо сравнивать его достижения с его прошлыми образовательными итогами и ориентирами развития.
- Характер взаимоотношений с педагогом и отношения педагога к учащимся и своей профессиональной деятельности. Педагог должен строить свою работу так, чтобы вызвать желания у учащихся посещать его уроки, развиваться и общаться с ним, обсуждать разные темы и т.д.
- Взаимоотношения учащегося в школьной среде. Они отражают прочность связей с педагогом и одноклассниками, лидерство, уважение к личности учащегося педагогами, оказание помощи и поддержки в профессиональном самоопределении.