Математическая деятельность и мотивация
Мотивация – это динамический психофизиологический процесс, управляющий поведением человека и определяющий степень его организованности, направленность, активность и устойчивость.
Учебная математическая деятельность учеников специфична по системе объектов, видам и способам деятельности, так как в качестве объектов деятельности выступают абстрактные понятия, формулы и теоремы.
К познавательным процессам в дошкольном возрасте относят восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, которая может быть устной и письменной.
Информационный компонент состоит из непосредственно информации, источников информации. Информация включает отдельные сведения, факты, события окружающего мира.
Положительное отношение к процессу получения новой информации может создаваться двумя путями:
- первый – создать положительное отношение через формирование положительных эмоций и чувств по отношению к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми взаимодействует ребенок. Такое отношение формируется на основании выражения педагогом позитивного отношения к ребенку и деятельности;
- второй – пролегает через процесс формирования понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Это понимание может быть достигнуто через образный рассказ о смысле деятельности, доступное объяснение и показ значимого результата и пр.
Интерес может возникнуть только при правильно организованной деятельности. Для этого надо:
Подготовить почву для развития интереса:
- подготовить внешние условия для воспитания интереса: организовать жизнь и создать благоприятные условия, способствующие возникновению потребности в рассматриваемом объекте или деятельности у данной личности;
- подготовить внутренние условия через усвоение известных знаний и умений, общую познавательную направленность.
Создать положительное отношение к предмету и деятельности, а также перевести смыслообразующие, отдаленные мотивы в более близкие и реально действующие.
- Организовать систематическую поисковую деятельность, а недрах которой будет сформирован истинный интерес, характеризующийся появлением познавательных отношений и внутренней мотивации, связанной с выполнением рассматриваемой деятельности.
- Построить деятельность так, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые были бы неисчерпаемы на рассматриваемом занятии.
Пути повышения мотивации математической деятельности
Выделяют следующие наиболее распространенные методы повышения мотивации при овладении математическими операциями дошкольниками:
- Максимально использовать ресурсы учебных пособий. Сегодня существует масса пособий, предполагающих работу с дошкольниками. Но необходимо ориентироваться не только на их соответствие возрасту, но и на организацию содержания. Обучение математике достаточно специфично – акцент ставят на игре, познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, что может отразиться на организации учебного процесса и содержании учебного пособия. Математические игры, включаемые в содержание учебных пособий, повышают познавательный интерес дошкольников, они могут быть представлены лабиринтами, морским боем, математическим домино, картой с планом, путаницей и другими играми.
- Разнообразные игры и головоломки – содержание учебного пособия может быть обогащено графическими диктантами, геометрическими головоломками, работой со спичками и счетными палочками. Это помогает решать учебные задачи в игре.
- Привлекать дошкольников к участию в конкурсах, олимпиадах, викторинах по математике – сегодня известна масса дистанционных конкурсов, которые помогут дошкольникам проявить себя и свои способности, ознакомиться с новыми видами задач, проверить собственные знания. Обычно задания в таких конкурсах строятся в занимательной форме, а также создается ситуация соревнования.
- Создать на занятии психологически комфортную среду – можно подобрать отличные задания и наглядный материал, но если между педагогом и ребенком нет ситуации сотрудничества, ребенок на занятиях боится и смущается, то не будет никакой устойчивой мотивации. Образовательная деятельность должна строиться на основании индивидуальных особенностей каждого воспитанника, когда ребенок сам выбирает содержание своего образования, превращаясь в его субъект.
- Включить в содержание математического образования дошкольников занимательные и логические задачи, чтобы сформировать интеллектуальные умения – овладение математическими операциями для дошкольников – средство познания, поэтому они должны быть закреплены не только в процессе нахождения значений заданных выражений, но и в решении логических и прочих задач.
- Опираться на зону ближайшего развития – классический принцип психологии, который наиболее актуален в дошкольном возрасте. Так как дети из-за недостаточно развитой произвольности быстро утрачивают интерес к заданиям, с которыми легко справляются, а также к заданиям, с которыми не способны справиться. В связи с этим, необходимо постоянно повышать уровень сложности заданий, рассчитывая на то, что они будут доступны ребенку с помощью педагога.
- Тесно взаимодействовать с родителями – именно взрослые выбирают образовательную организацию, воспитателя, который будет реализовывать определенную программу. Именно он влияет на систематичность и последовательность при посещении дошкольниками занятий. Важно, что родители осознавали значимость качественного математического образования и выполняли рекомендации педагога.
- Наглядно-схематические средства обучения – данные средства сложнее для восприятия по сравнению с наглядными и предметными, но именно они представляют мост между образным и логическим компонентами мышления.
- Значительная роль оценки педагога – дошкольное образование – безотметочное, поэтому главную роль играет грамотное педагогическое оценочное суждение, основанное на оптимистических взглядах на познавательные возможности детей.
- Креативная образовательная среда – привлекает внимание ребенка созданными условиями для исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников, в которой совершенствуется целеполагание, самоконтроль, поисковые навыки детей.
Иными словами, есть масса путей повысить мотивацию дошкольников к усвоению математических понятий и операций, но важнейший из них – следование природе детей и гуманистическая позиция педагога.