Региональное образование – это организация образовательной деятельности в конкретном регионе, на определенной территории государства.
Региональное образование имеет тесную связь с образовательной деятельностью государства и формируется в опоре на единые принципы и закономерности организации образовательной деятельности.
Проблемы современного регионального образования
На современном этапе развития общества, в текущих социально-экономических реалиях образовательная деятельность всего государства и отдельных регионов ориентирована на поддержание образовательных услуг на определенном качественном уровне. Это требует своевременного устранения проблемных аспектов образовательной деятельности на всех уровнях ее функционирования, в государстве в целом и в его отдельных регионах.
Интересы общества и государства, выработка направлений государственной политики не всегда полноценно отражает интересы и потребности отраслей системы образования. часто, региональные потребности бывают гораздо шире, по сравнению с федеральными, а могут иметь и противоположный характер.
Изменения в образовании на региональном уровне требуют рассмотрения особенностей развития образовательной деятельности в конкретном регионе, учета потребностей населения в образовательной деятельности и создания условий устойчивого дальнейшего развития образования после проведения его модернизации.
На сегодняшний день в процессе модернизации регионального образования можно отметить ряд проблем. Все они связаны с не учетом (или неполноценным учетом) особенностей развития конкретного региона и его образовательной деятельности. К таким проблемам относятся:
- Усреднение принятых управленческих решений по отдельным регионам. Для каждого региона необходимо свое уникальное решение его образовательных проблем;
- Отсутствие классификации территорий, субъектов по сходным признакам развития образовательным проблемам и потребностям. Важно, брать в расчет менталитет регионов, их социально-экономическое развитие, культурные основы функционирования;
- Отсутствие стимуляции творческой активности в развитии образовательной деятельности конкретного региона. Как правило, сохраняется шаблонность в реализации модернизации образования. Творческих, оригинальных систем образования не создается из-за отсутствия соответствующих условий их развития, разработки нормативных основ их деятельности и поддержания уникальности, оригинальности, новых форм образовательной деятельности, отражающих специфику развития конкретного региона;
- Отсутствие учета потребностей, взглядов участников образовательного процесса регионов. Как правило, решения о модернизации принимаются при их рассмотрении с управленческими органами, руководством образовательной деятельностью региона. Здесь же, важно мнение непосредственных участников образовательной деятельности, определяющих ее ход и исход: педагогов, учащихся, родителей;
- Отсутствие стимулирования устранения скачков развития образования при его модернизации и использования ресурсов регионов для обеспечения плавного, последовательного развития образовательной деятельности;
- Проблемы с сохранением баланса между реформами на федеральном и региональном уровнях;
- Неравенство образовательных возможностей отдельных регионов и населения.
Все эти проблемы требуют разработки новых механизмов реформирования образования в регионах. Региональный уровень – важное звено развития образовательной деятельности, которое в большинстве случаев не рассматривается в качестве значимого и определяющего общий ход развития образования государства и продуктивности его модернизации.
Принципы реформирования регионального образования
Современные тенденции развития образовательной деятельности регионов и проблемы модернизации регионального образования приводят к разработке новых принципов реформирования регионального образования. К ним относятся:
- Принцип своеобразия региональных структур образования. Он означает уход от единых требований к модернизации образования всех регионов и учет их особенностей при разработке программ модернизации.
- Принцип заинтересованного взаимодействия региональной системы образования с органами государственной власти и ведомствами региона. Имеется ввиду соответствие образовательной политики региона, ее адекватность, рациональность по отношению к иным сферам его развития.
- Принцип развития и поддержания средствами образовательной деятельности менталитета конкретного региона. Образование должно удовлетворять потребности социального, экономического, культурного развития конкретного региона, соответствовать народным традициям и культурным особенностям жизнедеятельности населения и его образовательным потребностям.
- Принцип организации горизонтального сотрудничества учреждений образования. такое сотрудничество стимулирует создание единого образовательного сообщества региона, помогая расширить образовательное пространство, объем внеурочной деятельности и дополнительных образовательных услуг. Это экономит финансовые затраты регионов на образовательную деятельность.
- Принцип равенства образовательных возможностей. Неравенство образовательных возможностей регионов и их населения связан с расслоением общества на социальные группы. Причинами возникновения такого неравенства в современном обществе являются: разные условия предоставления образовательных услуг в разных регионах, платность образования, низкая мобильность населения, низкое качество образовательных услуг в отдельных регионах.
- Принцип самоактуализации региональных систем образования. Он означает введение инновационного параметра развития каждой региональной системы, формирование условий для реализации ее неповторимости и уникальности, что оказывает воздействие на иные сферы развития конкретного региона. При проектировании новых форм обучения каждого конкретного региона, должна быть учтена специфика его развития и тенденции развития как конкретного региона, так и общества в целом. Все это, требует гармоничного сочетания и учета при реформировании образовательной системы каждого отдельного региона.