Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации

Определение 1

Предметно-пространственная развивающая среда – это часть пространства, в котором реализуется образовательная деятельность, специально оформленная и оборудованная, содержащая развивающий инструментарий и ориентированная на всестороннее развитие личности ребенка конкретной возрастной группы.

Данная среда формируется в каждой дошкольной образовательной организации и в каждой группе. Она может занимать целое помещение, а может быть его частью.

При моделировании развивающей предметно-пространственной среды должны быть учтены требования ФГОС к ее построению.

Требования ФГОС к проектированию предметно-пространственной среды ДОУ

Предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации должна отвечать следующим требованиям:

  1. Содержательность и насыщенность среды. Предполагается соответствие ее содержания возрасту воспитанников, их потребностям и интересам, а также содержанию образовательной деятельности на конкретном этапе.
  2. Доступность среды. Дети должны иметь возможность доступа ко всем атрибутам среды, а ее составные компоненты должны удовлетворять условиям реализации всех видов детской деятельности и проявлению разнородной детской активности.
  3. Гибкость среды. Предполагается возможность ее переустройства, изменения в зависимости от обстоятельств, образовательных потребностей, изменения интересов и возможностей воспитанников.
  4. Безопасность среды. Ее устройство и компоненты не должны угрожать жизни и здоровью воспитанников.
  5. Полифункциональность среды. Это предполагает вариативность применения всех составляющих компонентов среды, т.е. они могут быть применены в разных видах детской деятельности и разных ее аспектах.
  6. Индивидуальная ориентация среды. Ее содержание должно способствовать полноценному развитию личности каждого воспитанника и удовлетворению его интересов.
  7. Зонирование пространства. В предметной среде должны быть разделены сферы деятельности. Дети могут одновременно занимать разными видами деятельности, не мешая друг другу.
  8. Эстетическая организация среды. Среда должна быть гармонично оформлена и обставлена. Она должна радовать глаз и стимулировать к использованию объектов.
  9. Интеграция образовательных областей. Предполагается, что компоненты образовательной среды могут быть использованы в разных видах деятельности и для разных образовательных целей, а также, при необходимости, перенесены в другую среду и использованы в ней.
«Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Предметно-пространственная среда моделируется таким образом, чтобы дать возможность каждому ребенку заниматься тем, чем он хочет, познавать те процессы и явления, те стороны окружающего мира, которые ему наиболее интересны.

Требования ФГОС к проектированию предметно-пространственной среды ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Требования ФГОС к проектированию предметно-пространственной среды ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Составные компоненты предметно-пространственной среды ДОУ

При построении предметно-пространственной среды ДОУ в ее состав должны быть включены следующие компоненты:

  1. Материалы, направленные на развитие познавательной деятельности ребенка: развивающие игры, объекты для исследований и проведения опытов, природные объекты, игрушки технической направленности;
  2. Материалы по гендерному признаку. Необходимо включение компонентов, отвечающих интересам и потребностям обоих полов. Девочки любят занимать рукоделием, декором, а мальчики конструированием, созданием техники и т.д.;
  3. Материалы социальной направленности. Они ориентированы на развитие социальных интересов воспитанников. Таковыми являются: энциклопедии, журналы о жизни людей и города, издания о растениях и животных, знаменитостях, искусстве и культуре;
  4. Материалы обучающей направленности. Они связаны с развитием у детей навыков чтения, формированием элементарных математических знаний, развитием языковых знаний, овладением иностранным языком. К таким материалам относится азбука, алфавит - русский и иностранный, книги, ребусы, цифры, пособия с таблицами, математические символы, инструменты для игры в школу и др.;
  5. Материалы художественного направления. Сюда входят карандаши, краски, фломастеры, альбомы для рисования, пластилин, материалы для аппликации, лепки.

Создание среды и включение в нее определенных компонентов должно быть реализовано на базе образовательной программы ДОУ. Кроме того, на занятиях педагог должен ссылаться на наличие тех или иных компонентов и возможность использования их детьми, а также демонстрировать детям варианты использования тех или иных компонентов предметно-развивающей среды.

Этапы проектирования предметно-пространственной среды

Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ является поэтапный процессом. Оно реализуется в следующей последовательности действий:

  1. Целеориентация среды. Здесь выбираются приоритетные направления развития воспитанников и определяются компоненты, которые должны входить в среду, в соответствии с данными целями.
  2. Определение методических основ воспитательной и образовательной деятельности и выбор соответствующего оборудования, атрибутов среды.
  3. Составление перечня дополнительных компонентов. Наполнение ими среды не является приоритетом деятельности в данный момент, но требует своего дальнейшего совершения для обеспечения иных видов деятельности воспитанников (каких-то режимных моментов, проведение досуга, организации работы с родителями и детьми).
  4. Определение пространственного положения предметной среды, ее зон и компонентов.
  5. Наполнение предметно-пространственной среды оборудованием и материалами.
  6. Проведение оценки работы среды, удовлетворения интересов и потребностей воспитанников, актуальности ее наполнения на данном этапе обучения и развития и внесение поправок с учетом полученных данных и имеющихся ресурсов ДОУ.
  7. Планирование дополнения и расширения предметно-пространственной среды по мере развития воспитанников.

Оформление предметно-пространственной среды должно опираться на логику методической работы с детьми, с учетом функциональности компонентов среды и их продуктивности.

Моделирование развивающей среды в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Моделирование развивающей среды в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 05.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot