Предметно-пространственная развивающая среда – это часть пространства, в котором реализуется образовательная деятельность, специально оформленная и оборудованная, содержащая развивающий инструментарий и ориентированная на всестороннее развитие личности ребенка конкретной возрастной группы.
Данная среда формируется в каждой дошкольной образовательной организации и в каждой группе. Она может занимать целое помещение, а может быть его частью.
При моделировании развивающей предметно-пространственной среды должны быть учтены требования ФГОС к ее построению.
Требования ФГОС к проектированию предметно-пространственной среды ДОУ
Предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации должна отвечать следующим требованиям:
- Содержательность и насыщенность среды. Предполагается соответствие ее содержания возрасту воспитанников, их потребностям и интересам, а также содержанию образовательной деятельности на конкретном этапе.
- Доступность среды. Дети должны иметь возможность доступа ко всем атрибутам среды, а ее составные компоненты должны удовлетворять условиям реализации всех видов детской деятельности и проявлению разнородной детской активности.
- Гибкость среды. Предполагается возможность ее переустройства, изменения в зависимости от обстоятельств, образовательных потребностей, изменения интересов и возможностей воспитанников.
- Безопасность среды. Ее устройство и компоненты не должны угрожать жизни и здоровью воспитанников.
- Полифункциональность среды. Это предполагает вариативность применения всех составляющих компонентов среды, т.е. они могут быть применены в разных видах детской деятельности и разных ее аспектах.
- Индивидуальная ориентация среды. Ее содержание должно способствовать полноценному развитию личности каждого воспитанника и удовлетворению его интересов.
- Зонирование пространства. В предметной среде должны быть разделены сферы деятельности. Дети могут одновременно занимать разными видами деятельности, не мешая друг другу.
- Эстетическая организация среды. Среда должна быть гармонично оформлена и обставлена. Она должна радовать глаз и стимулировать к использованию объектов.
- Интеграция образовательных областей. Предполагается, что компоненты образовательной среды могут быть использованы в разных видах деятельности и для разных образовательных целей, а также, при необходимости, перенесены в другую среду и использованы в ней.
Предметно-пространственная среда моделируется таким образом, чтобы дать возможность каждому ребенку заниматься тем, чем он хочет, познавать те процессы и явления, те стороны окружающего мира, которые ему наиболее интересны.
Рисунок 1. Требования ФГОС к проектированию предметно-пространственной среды ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Составные компоненты предметно-пространственной среды ДОУ
При построении предметно-пространственной среды ДОУ в ее состав должны быть включены следующие компоненты:
- Материалы, направленные на развитие познавательной деятельности ребенка: развивающие игры, объекты для исследований и проведения опытов, природные объекты, игрушки технической направленности;
- Материалы по гендерному признаку. Необходимо включение компонентов, отвечающих интересам и потребностям обоих полов. Девочки любят занимать рукоделием, декором, а мальчики конструированием, созданием техники и т.д.;
- Материалы социальной направленности. Они ориентированы на развитие социальных интересов воспитанников. Таковыми являются: энциклопедии, журналы о жизни людей и города, издания о растениях и животных, знаменитостях, искусстве и культуре;
- Материалы обучающей направленности. Они связаны с развитием у детей навыков чтения, формированием элементарных математических знаний, развитием языковых знаний, овладением иностранным языком. К таким материалам относится азбука, алфавит - русский и иностранный, книги, ребусы, цифры, пособия с таблицами, математические символы, инструменты для игры в школу и др.;
- Материалы художественного направления. Сюда входят карандаши, краски, фломастеры, альбомы для рисования, пластилин, материалы для аппликации, лепки.
Создание среды и включение в нее определенных компонентов должно быть реализовано на базе образовательной программы ДОУ. Кроме того, на занятиях педагог должен ссылаться на наличие тех или иных компонентов и возможность использования их детьми, а также демонстрировать детям варианты использования тех или иных компонентов предметно-развивающей среды.
Этапы проектирования предметно-пространственной среды
Построение развивающей предметно-пространственной среды ДОУ является поэтапный процессом. Оно реализуется в следующей последовательности действий:
- Целеориентация среды. Здесь выбираются приоритетные направления развития воспитанников и определяются компоненты, которые должны входить в среду, в соответствии с данными целями.
- Определение методических основ воспитательной и образовательной деятельности и выбор соответствующего оборудования, атрибутов среды.
- Составление перечня дополнительных компонентов. Наполнение ими среды не является приоритетом деятельности в данный момент, но требует своего дальнейшего совершения для обеспечения иных видов деятельности воспитанников (каких-то режимных моментов, проведение досуга, организации работы с родителями и детьми).
- Определение пространственного положения предметной среды, ее зон и компонентов.
- Наполнение предметно-пространственной среды оборудованием и материалами.
- Проведение оценки работы среды, удовлетворения интересов и потребностей воспитанников, актуальности ее наполнения на данном этапе обучения и развития и внесение поправок с учетом полученных данных и имеющихся ресурсов ДОУ.
- Планирование дополнения и расширения предметно-пространственной среды по мере развития воспитанников.
Оформление предметно-пространственной среды должно опираться на логику методической работы с детьми, с учетом функциональности компонентов среды и их продуктивности.
Рисунок 2. Моделирование развивающей среды в ДОУ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ